Компания Freedom Finance Global опубликовала результаты отраслевого исследования, назвав 2023 год одним из самых значимых в новейшей истории авторынка страны.
В кратком обзоре результатов исследования аналитики отмечают, что прирост количества легковых автомобилей в стране в прошлом году превысил показатели за 10 лет – с 2013 по 2022 годы.
Марки и запчасти
Обеспеченность населения автомобилями превзошла допандемийные уровни. В стране растет доля бензиновых авто и малолитражек. Темпы роста электрокаров достигли трехзначных процентных показателей. Доля китайского автопрома дошла до четверти всех продаж новых автомобилей в Казахстане.
По прогнозам аналитиков, Hyundai и Chevrolet сохранят лидирующие позиции как отдельные бренды, но общие продажи китайских автомобилей будут превалировать на рынке и в 2024 году. С другой стороны, прогнозируется сохранение дефицита запчастей на китайские автомобили еще как минимум в течение полутора-двух лет. Темпы роста электрокаров в Казахстане в дальнейшем будут зависеть от развития сетей обслуживания и затрат на импорт этих автомобилей в страну. Также ожидается расширение количества моделей китайских электрокаров как у частных продавцов, так и у дилеров.
Цены и «ведра»
Аналитики прогнозируют, что динамика цен на автомобили будет расти в 2024 году. Величина роста будет зависеть от показателя инфляции. Ожидается повышение цен на автомобили в 2024 году на 12–17%. Вместе с тем, темпы роста авторынка снизятся в этом году вместе с замедлением темпов снижения инфляции, хотя и останутся относительно высокими для местного рынка.
Одной из проблем рынка назван старый автопарк Казахстана. Более того, выделяются такие негативные факторы, как низкая доступность автомобилей для среднестатистического потребителя, отсутствие предыстории и юридической чистоты автомобилей, нехватка новых автомобилей в салонах, стагнация в продаже автомобилей премиум-сегмента, высокая стоимость запчастей для подержанных автомобилей, высокий уровень спроса и несоответствующее ему предложение на автомобильном рынке, а также непопулярность программы Trade-in.
Предпочтенья и финансы
В топ-5 популярных марок автомобилей у казахстанцев входят:
- Toyota (13,8%)
- ВАЗ ЛАДА (11,4%)
- Volkswagen (8,8%)
- KIA (7,8%)
- Hyundai (7,1%)
Возрастная структура парка легковых автомобилей в Казахстане свидетельствует о превалировании устаревшего транспорта. Больше половины автомобилей респондентов куплены в период с 2016 по 2022 годы (58,9%), при этом чаще всего они приобретали подержанные авто (73,6% против 26,4% новых авто). Каждый четвертый участник опроса купил автомобиль в специализированных официальных дилерских центрах (24,8%) или на рынке вторичных автомобилей по месту жительства (23%). Большинство автовладельцев – 67,8% – приобрели машину, оплатив сразу всю стоимость покупки. Услугами кредитования воспользовались 29,7% опрошенных.