Один из крупнейших игроков на рынке нефтепродуктов китайская компания Sinopec заявила, что пик внутреннего спроса на бензин уже прошел, и дальше все пойдет на спад. Причина проста – бурный рост продаж электромобилей в Китае оказывает воздействие на нефтяную индустрию.
Это не очень хорошая новость для стран-производителей нефти, и прежде всего Казахстана. Эксперты вообще прогнозируют, что последствия будут глобальными: Китай уже более 20 лет играет ключевую роль в динамике мирового рынка нефти.
Электромотор экономики
По данным CNEV Post, китайские покупатели новых автомобилей в настоящее время выбирают «транспортные средства на новой энергии» (NEV, то есть аккумуляторные электромобили и гибридные автомобили с подключаемым модулем) в 37,8% случаев. Этот процент резко вырос с 30,0% в 2022 году и всего 5,4% в 2020-м.
В 2022 году скандинавские страны, такие как Норвегия, Исландия и Швеция были лидерами в мире по внедрению электрических автомобилей. Там продажи составили от 56 до 80 проц. Однако Китай продал в 10 раз больше электромобилей, чем все эти три страны вместе взятые, и при этом сохраняет огромный потенциал для роста.
В связи с этим Sinopec уже наблюдает снижение спроса на бензин и дизтопливо и не надеется на его восстановление. Напомним, ранее ожидалось, что пик спроса на нефть наступит примерно в 2025 году. Однако на прошедшей недавно конференции в Чжэнчжоу было объявлено, что электрические автомобили уже сокращают продажи нефтепродуктов в Китае на 15 млн тонн в 2023 год и прогнозируется дальнейшее снижение спроса в последующие годы.
План Б
Согласно Международному энергетическому агентству (МЭА), в нынешнем году Китай обеспечил более 70% роста мирового рынка нефти. Несмотря на то, что общий мировой объем продаж нефтепродуктов в 2023 году достиг рекордных 102,2 млн баррелей в день (на 2,2 млн баррелей в день больше, чем в прошлом году), бензин для легковых автомобилей составляет лишь небольшую часть этого объема. Поэтому пока неясно, как быстрое внедрение электромобилей в Китае повлияет на прогнозы глобального пикового спроса на нефть.
Свой прогноз МЭА опубликовало в июне этого года. В отчете предсказывается, что максимальный спрос на нефть в мировом транспортном секторе еще не наступил и будет примерно в 2026 году. Однако большая востребованность со стороны нефтехимической и авиационной промышленности будет продолжать поддерживать общий рост рынка, хоть и более медленными темпами, по меньшей мере, до 2028 года. Таким образом, глобальный пик спроса на нефть может наступить до конца десятилетия. Впрочем, неожиданно быстрый переход к более чистым транспортным средствам, подобный тому, что происходит сегодня в Китае, действительно может приблизить эту дату.