Действия Европейской комиссии по повышению тарифов на китайские электромобили должны положить начало раунду переговоров, которые, как надеются китайские руководители, смягчат удар по крупнейшей в мире индустрии электромобилей. Предварительные тарифы, которые, как ожидается, будут объявлены к 5 июня, могут вылиться в миллиарды долларов дополнительных затрат для китайских производителей электромобилей. Но и у Европы, и у Китая есть причины пойти на взаимовыгодную сделку.
Китайская индустрия электромобилей нуждается в прибыльном экспорте в третью по величине европейскую экономику мира, чтобы противостоять падению прибыли внутри страны. При этом немецкие автопроизводители хотят получить доступ к китайскому автомобильному рынку и партнерству в сфере электромобилей, чтобы снизить затраты.
Согласно данным о торговле на 2023 год, каждые дополнительные 10% пошлин Европейского Союза сверх существующих 10%-ных сборов будут стоить китайским экспортерам электромобилей примерно 1 миллиард долларов. В этом году эта стоимость вырастет, поскольку китайские производители электромобилей заявили о расширении экспорта в Европу.
Аналитики ожидают, что обе стороны будут стремиться к соглашению.
Китайская сторона, и мы это уже видим, будет использовать комбинацию кнута и пряника, чтобы убедить некоторые ключевые государства-члены дать отпор Комиссии,
сказал Ной Баркин, старший советник Rhodium Group.
Европейские автопроизводители объединились с китайскими производителями, чтобы вывести электромобили на рынок дешевле и быстрее. В апреле Volkswagen и BMW пообещали выделить более 5 миллиардов долларов на расширение исследований и производства в Китае. Кроме того, в 2023 году почти 29% автомобилей немецких автопроизводителей было продано именно в Китае. При этом в Пекине уже заявили, что в ответ на повышение пошлин со стороны ЕС, Китай также увеличит тарифы на импорт европейских авто.
В то же время Европа является наиболее важным зарубежным рынком для китайских производителей электромобилей. Поскольку ожесточенная конкуренция снижает прибыль в Китае, производители электромобилей, такие как BYD, могут продавать автомобили в Европе более чем в два раза дороже, чем в Китае.
Козырем Пекина в переговорах можно назвать и тот факт, что китайские производители и поставщики электромобилей твкалыдвают в экономику ЕС миллиардные инвестиции.
Так компания Shpan вышел на французский рынок в этом месяце, заложив строительство сборочного завода. BYD строит завод по производству электромобилей в Венгрии и присматривается к второму заводу на территории ЕС. Chery Auto (CHERY.UL), крупнейший автопроизводитель Китая по объему экспорта, сотрудничает с испанской EV Motors, чтобы открыть свой первый европейский завод в Каталонии. Государственная компания SAIC, второй по величине экспортер автомобилей в Китае, также ведет переговоры по строиьельству завода на европейской территории. CATL, крупнейший в мире производитель аккумуляторов, увеличил мощности своего европейского производства. Другие китайские поставщики аккумуляторов помогают Франции строить свою «аккумуляторную долину».
Канцлер Германии Олаф Шольц заявил во время своего визита в Китай в апреле, что для европейцев было бы лучше оказать давление на Китай с целью снижения пошлин на импорт автомобилей, чем начинать торговый спор.
Генеральный директор Stellantis Карлос Таварес, который ранее призывал к повышению тарифов на китайские электромобили, на прошлой неделе назвал планируемое повышение тарифов «серьезной ловушкой».
Мы сами постараемся быть китайцами. Вместо того, чтобы быть чисто оборонительными по отношению к китайскому наступлению, мы хотим быть частью китайского наступления, — сказал он.