Қазақ редакциясы
Уведомление
Последние новости
В Казахстане изъята крупнейшая в истории страны партия кокаина
05.09.2025
Токаев провел встречу с председателем парламента Монголии
05.09.2025
Глава государства поздравил работников нефтегазовой отрасли
05.09.2025
Нацбанк Казахстана назвал сроки вывода из обращения старых банкнот
05.09.2025
Отборочный турнир Чемпионата мира — 2026. Казахстан – Уэльс (видео)
05.09.2025
Aa
Поиск

Категории

  • Kazakhstan Inside
  • Аналитика Alem Research
  • Видео дня
  • Галерея
  • Главное
  • Голос на миллион
  • Гороскоп
  • Деньги и слава
  • Здоровье
  • Инвестиции
  • Инсайдер
  • Как жить? Лайфхаки и советы
  • Криптовалюта
  • Курс тенге
  • Налоги
  • Наука
  • Обзор иноСМИ
  • Обзор казСМИ
  • Обзор укрСМИ
  • Образование
  • Общество
  • Политика
  • Происшествия
  • Развлечения
  • Спорт
  • Технологии
  • Тренды соцсетей
  • Экономика
Қаз
Aa
  • Курс тенге
  • Галерея
  • Развлечения
  • Наука
  • Технологии
  • Инсайдер
Поиск
  • Аналитика Alem Research
  • Видео дня
  • Галерея
  • Главное
  • Здоровье
  • Инсайдер
  • Инвестиции
  • Наука
  • Обзор иноСМИ
  • Обзор казСМИ
  • Образование
  • Общество
  • Политика
  • Происшествия
  • Развлечения
  • Спорт
  • Технологии
  • Тренды соцсетей
  • Экономика
Подписывайтесь на нас
Globalnews > Рубрики > Экономика > Казахстану для энергобезопасности нужен новый нефтезавод — эксперт
Экономика

Казахстану для энергобезопасности нужен новый нефтезавод — эксперт

Александра Алёхова
Александра Алёхова 22.08.2022
Обновлено 22.08.2022 в 12:08
Поделиться
Поделиться

В июле президент Касым-Жомарт Токаев предупредил об ожидаемом в Казахстане дефиците дизельного топлива в объеме 100 тысяч тонн. Причем одна и та же картина в период уборки урожая и растущих грузоперевозок в стране наблюдается из года в год.

Содержание
Мы за ценой не постоимСтройка длиною в жизнь

Мы за ценой не постоим

По словам министра энергетики Болата Акчулакова, в Казахстан ежедневно заезжает порядка 4,5 тыс. единиц грузового транспорта, из которых порядка 70% неказахстанского учета. В межсезонье среднемесячное потребление дизельного топлива на казахстанских заправках растет на 120 тысяч тонн за счет роста транзитных перевозок. Объяснение этому простое — цены (по состоянию на 1 августа 2022 года):

  • Армения — 758 тенге за литр
  • Россия и Беларусь — 446 тенге за литр
  • Кыргызстан — 412 тенге за литр
  • Казахстан — 230 тенге за литр

И это еще и при том, что с августа по октябрь солярку в достаточных количествах еще нужно поискать. В 2022 государство придумало, как повлиять на ситуацию с минимальными потерями для населения. В начале августа Минэнерго вынесло на обсуждение проект приказа об установлении на 180 дней предельных цен на социальное топливо — АИ-92 и дизель и введении дифференцированных тарифов в зависимости от резидентства. 18 августа обсуждение документа закончилось, так что приказ вступит в силу. Теперь дизельное топливо

для резидентов Казахстана будет составлять от 230 до 260 тенге за литр в зависимости от региона, для нерезидентов — 450 тенге

Но кое-где на алматинских заправках солярка, судя по вывескам, уже продается по 350 тенге за литр. Но есть она далеко не везде. Так что в крупнейшем мегаполисе страны проблема уже даже не столько в стоимости ГСМ, сколько в его наличии.

На днях директор Союза нефтесервисных компаний Нурлан Жумагулов спрогнозировал нехватку дизтоплива и осенью тоже, причем не только из-за роста потребления, но также и из-за плановых работ на Атырауском НПЗ в сентябре-октябре.

Стройка длиною в жизнь

Доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики Минвуза и науки Олег Егоров считает, что победить ежегодные межсезонные проблемы с социальным топливом способны только скоординированные действия властей и запуск нефтепереработки из кашаганской нефти.

Во-первых, мы постоянно видим, что даже установление государством предельных цен на народное топливо не мешает играть с ними на рынке. То есть вопрос в контроле за исполнением решений,

говорит эксперт.

По данным мониторингового агентства Energyprom.kz, в июне 2022 года зафиксирован годовой рост стоимости дизельного топлива на 41,5%.

— Несмотря на рост стоимости, в Казахстане оно все равно дешевле, чем в соседних странах, — отметил Олег Егоров. — Поэтому вывоз ГСМ остается достаточно объемным. Отсюда и дефицит. Кроме того, на текущий момент было несколько остановок заводов подряд, что также не позволило пополнить запасы на осень.

Олег Егоров, фото: mysl.kazgazeta.kz

— Сколько вообще Казахстану нужно НПЗ, чтобы полностью закрывать свои потребности?

— Судя по отчетности, мы закрываем их как раз своими силами, но топлива нет, потому что оно вывозится из страны под разными предлогами.

Еще в 2003 году, то есть почти 20 лет назад, у меня вышла большая монография, где я говорил о необходимости скорейшей реанимации нефтехимической промышленности. Атырауский НПЗ введен в эксплуатацию в 1945 году, то есть 77 лет назад. Павлодарский НХЗ — в 1978 году, Шымкентский НПЗ — в 1985. То есть их регулярные остановки на текущий ремонт заканчиваются лишь тем, что немного растет производство топлива, а качества по-прежнему нет.

И причина даже не в возрасте заводов, а в производстве продукции из смеси разных месторождений

На западный НПЗ приходит высокопарафинистая нефть. Павлодарский и Шымкентский вообще были технологически построены под российскую нефть, а теперь производят ГСМ частично из собственной сернистой нефти. Качество продукции всегда зависит от того, является ли постоянным физико-химический состав сырья. А это далеко не так.

— И какой выход?

— Нужен новый нефтегазохимический завод под кашаганскую нефть — это минимум. Причем новое производство уже не потребует каких-то долгих модернизаций, а будет служить непрерывно до 20 лет. В идеале, конечно, рядом с месторождением должен быть целый нефтегазохимический кластер, к которому запросто подтянуть потом и машиностроение, и другие отрасли.

В Атырауской области с 2005 года никак не достроят комплекс на Карабатане. 17 лет строили, пройден даже нулевой цикл и были кое-какие поставки оборудования, а в итоге выяснилось, что главный подрядчик — банкрот.

Так и вышло, что в мире реализация подобных проектов занимает четыре-пять лет, а у нас растянулась почти на два десятилетия. Ориентировочный запуск этого комплекса теперь запланирован на 2025 год. То есть снова вопросы — где был контроль за реализацией проекта и какие-то поступательные движения в направлении его запуска? Так что я смотрю на заявленные решения с очень осторожным оптимизмом.

Megogo.kz
ТЕГи: Главное, Кашаган, Мнения экспертов, Олег Егоров, Цены на бензин, Энергобезопасность Казахстана
Поделиться этой статьей
Facebook Twitter Whatsapp Whatsapp Telegram
Поделиться
Оставить комментарий

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Актуально:

  • В Казахстане изъята крупнейшая в истории страны партия кокаина
  • Токаев провел встречу с председателем парламента Монголии
  • Глава государства поздравил работников нефтегазовой отрасли
  • Нацбанк Казахстана назвал сроки вывода из обращения старых банкнот
  • Отборочный турнир Чемпионата мира — 2026. Казахстан – Уэльс (видео)
Сентябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
« Авг    

Мы в соцсетях:

Facebook Нравиться
Instagram Подписаться
Youtube Подписывайся
Telegram Подписаться

Вам также может понравиться

Политика

Глава государства поздравил работников нефтегазовой отрасли

05.09.2025
Спорт

Отборочный турнир Чемпионата мира-2026. Казахстан – Уэльс

04.09.2025
Происшествия

В Алматы ощутили землетрясение

02.09.2025
ПолитикаЭкономика

Глава государства выступил на восьмом заседании казахско-китайского Делового совета

02.09.2025

Категории

  • Галерея
  • Здоровье
  • Инсайдер
  • Наука
  • Развлечения
  • Курс тенге
  • Технологии
  • Редакция

О проекте

Узнавайте самые важные новости Казахстана в мировой палитре событий вместе с GlobalNews.

Контакты

Почта: info@globalnews.kz Телефон: +7 (727) 3102504 050000, г. Алматы, Ауэзовский р-н, микрорайон Аксай – 3А, дом 47, кв 7

Подпишитесь на нас

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы мгновенно получать наши новые статьи

© GlobalNews 2022. Все права защищены.

Removed from reading list

Отменить
Welcome Back!

Sign in to your account

Забыли пароль?