Ежегодно в Казахстане регистрируется тысячи лесных и степных пожаров и возгораний. Ввиду этого экологи бьют тревогу, требуя установить контроль нал лесным хозяйством в стране. Как работает система в развитых странах и почему мы до сих пор не можем извлечь уроки, разобрался El.kz.
Согласно официальным данным, в прошлом году по республике было зарегистрировано более 5 тысяч лесных пожаров, в текущем году — свыше четырех сот. Только в одной области Абай за два месяца трижды фиксировались случаи. Следом пожары охватили Иртышский лес и Аманкарагай. В результате, ЧП привело к большим потерям, не оставив ни одно дерево, не говоря уже о человеческих жертвах. Вся эта ситуация наглядно показывает продолжающийся на протяжении долгих лет хаос в структуре власти.
Бардак в системе
По словам экспертов, есть несколько факторов, которые связаны с отсутствием развития отрасли. Речь идет о нехватке специалистов и оборудования. Возникает закономерный вопрос: если чиновники действительно видят накопившиеся недостатки в лесном хозяйстве, почему до сих пор не могут найти решения? Мнением по поводу этого поделился эколог Азаматхан Амиртай.
Лесное хозяйство в регионах находится в подчинении Комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии и природных ресурсов. Однако из-за широкой сферы деятельности Комитет иногда не в состоянии регулировать отрасль. Можно даже сказать, что абсолютно нет никакой ответственности. Например, акимы могут сказать, что не имеют отношения к лесам. Хотя именно они должны уделять внимание работе лесничества на определенном уровне. Как говорится, чего недосмотришь, за то и ответишь,
рассуждает Амиртай.
Ситуация докатилась до того, что общество начало искать политическую подоплеку. Эксперт отчасти согласен с этим бытующим мнением.
Действительно, в стране участились лесные пожары. В прошлом году в Костанае, в этом году сгорели леса Абайской области. Причиной увеличения пожаров является отсутствие необходимого оборудования и бесконтрольность лесного хозяйства. И это не просто конформизм, неправильно терять нашу природу.
Почему горят леса в Казахстане
В этом году природный резерват «Семей орманы» горел целых три раза. Лесной пожар начался 8 июня и длился практических неделю. За это время стихия нанесла колоссальный ущерб государству, — с лица земли исчезло целых 60 000 га леса. А самое трагичное во всей этой истории — это людские жертвы.
Напомним по факту было заведено уголовное дело, подробности которого до сих пор не разглашают. Прокуроры пока что рассматривают три варианта: первый — намеренный поджог с целью продажи ресурсов, второй — неосторожное обращение с огнем (т. е. человеческий фактор), третий — природный фактор (удар молнии и т.д.).
Местные чиновники утверждают, на восстановление экосистемы в регионе уйдет как минимум 20 лет. Для этих целей предусмотрено 6 млрд тенге.
Судя по словам представителей власти, каждый год на лесное хозяйство выделяется достаточно средств, но куда именно были они потрачены акимат Абайской области разглашать отказывается. Теперь обратим внимание на один важный момент: наибольшее количество пожаров в стране регистрируется именно в этой области. В прошлом году было зафиксировано 263 случая, а на устранение последствии выделили 18 млрд тенге.

Коррупция и воровство
Эколог Азаматхан Амиртай считает, что в лесном хозяйстве растет коррупция. И виной всему браконьеры — которые наживаются на бедствии.
70-80 процентов лесных пожаров возникают по вине браконьеров. В результате того, что браконьеры сжигают леса и продают древесину, мы теряем многие экосистемы в нашей стране. Защитники природы и полиция должны регулярно заниматься этим вопросом,
отмечает эксперт.
Словом, браконьеры намеренно сжигают леса, чтобы в дальнейшем продавать древесину в Китай. Причем такая ситуация наблюдалась не только на востоке страны, но и в Костанае, подчеркивает Амиртай.
После пожара в Костанае в прошлом году эколог поехал в регион, чтобы узнать, как разрешилась ситуация. По его словам, тогда он стал очевидцем всего этого беспорядка.
Когда горит лес, в большинстве случаев ствол остается целым. После лесного пожара в Костанае приехали на машинах браконьеры и вырубили сотни деревьев. Все это я видел своими глазами. Подобное происходит и в Семее. Деревья грузят на фуры и отправляют в Китай, чтобы в дальнейшем использовать их на дрова или в строительной отрасли. Браконьеры на этом зарабатывают большие деньги,
говорит Азаматхан Амиртай.
Не так давно в соцсетях распространились кадры, на которых загруженный древесиной грузовик направлялся в неизвестном направлении. В Минэкологии тут же поспешили оправдаться, заявив о том, что идут работы по очистке леса. В акимате тоже дали пояснения: «древесина, поврежденная лесным пожаром, может быть использована для строительства и других целей». Однако на вопрос о браконьерстве, чиновники области Абай отвечать не стали.
Азаматхан Амиртай считает, что Министерство экологии не в состоянии осуществлять контроль над лесным хозяйством. По этому поводу, как представитель партии «Байтак», он направил ряд предложении по разрешению ситуации в ведомство.
Сфера лесного хозяйства все еще очень сырая, и власти относятся к ней безалаберно. Нет конкретизации, мало исследований. Информации о пожарах в резервате «Семей орманы» тоже очень мало. Считаю, что здесь может быть задействована организованная преступная группа, которая не допускает охранять лес. Вот почему необходимо активизировать меры и взяться за контроль. К тому же президент сказал, что за каждое срубленное дерево будет уголовная ответственность.

Как восстановить сгоревшие леса?
Есть два способа восстановить сгоревший лес. Один из них – технический способ, то есть посадка готовых зеленых насаждений и дальнейший уход за ними. Второй – создать естественную среду, обойдясь без посадки деревьев.
Первый процесс дает возможность быстро восстановить утраченный лес. Необходимо привезти готовые деревья и посадить их. Второй требует много времени и является трудоемким процессом. Поэтому необходимо рассмотреть новые технологии. Основным источником пищи для деревьев в лесу является вода. Дерево может расти в той среде, где есть вода. Есть также новые виды деревьев, которые растут очень быстро,
рассуждает эксперт.
По его словам, восстановление лесов не такая уж и сложная задача для Казахстана.

Что будет с резерватом после пожаров?
Этот вопрос наверняка волнует многих. Акимат Абайской области сообщил, что в настоящее время в регионе проводится лесопатологическое обследование в соответствии с «санитарными правилами».
Ежегодно в природном резервате «Семей орманы» проводятся лесовосстановительные мероприятия по посадке лесных культур на площади около 4 тысяч га. С учетом площади лесного пожара и ежегодных объемов посадки лесных культур на восстановление сгоревшего во время пожара соснового леса уйдет не менее 20 лет. После тушения лесного пожара комиссия Комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии и природных ресурсов определит площадь и ущерб от лесного пожара. После этого можно будет определить объем средств, выделяемых на лесовосстановление. Уполномоченные также проводят расследование лесного пожара, по результатам которого будет установлена причина,
сказали в акимате региона.
Лесное хозяйство в развитых странах
Всего в мире насчитывается свыше 400 тысяч лесов. В силу эпохи развитой технологии в лесах оцифровано буквально каждое дерево и контролируется спутником. Но в нашей стране цифровой учет и мониторинг, к сожалению, не ведется.
Все деревья контролируются цифровой камерой. У нашей страны пока нет такого опыта. Иртышский, Семейский, Костанайский леса страдают от пожаров. Нужен системный контроль. В этом году я был в Костанайской области и ознакомился с обстановкой в местности, где был пожар. В процессе посадки деревьев много небрежностей. Это означает, что мы не извлекли уроков из прошлого. За это отвечает Комитет лесного хозяйства. Понятно, что не хватает специалистов в этой области. Проблема еще и в том, что государство все берет на себя, не советуясь с народом.
Для восстановления экосистемы потребуется много вложений и усердной работы. Но если специалисты ничего не предпримут, а работа остановится на полпути, то отрасль просто сгорит от коррупции и нехватки финансирования.
Коррупция, воровство и браконьерство уничтожили эту отрасль практически полностью. Поэтому трудно сказать, что в будущем будет рост, если не остановить их. На данном этапе необходимо продумать эффективные способы управления отраслью, посадить деревья как естественным путем, так и с помощью технологий, а также приступить к цифровизации отрасли,
подытожил Азаматхан Амиртай.
Переводные статьи могут не отражать позицию редакции и публикуются с целью повышения информированности наших читателей