Сегодня Казахстан — средняя страна второго мира, говорит известный экономист Алмас Чукин. Он подробно объясняет общее экономическое состояние, в котором находится наша республика, и намекает — государство переигрывает в своей роли регулятора.
«Казахстан пришел к третьему десятилетию 21 века как средняя по уровню развития страна второго мира (переходная экономика). Ситуация в общем неплохая – долгов у страны немного, ВВП на душу населения по обменному курсу приближается к 10 000 долларов, а по паритету покупательной способности Всемирный банк оценивает нас в 28 600 долларов. Население растет за счет высокой рождаемости. Политический ландшафт спокоен, отношения с соседями нормальные.
Но на этом, пожалуй, хорошие новости заканчиваются.
Будущее развитие страны под большой угрозой из-за всеподавляющего давления государства на все сектора экономики
Начиная с нулевых годов решение проблем подменялось «засыпанием их деньгами». В результате в стране появилась масса секторов с нерыночными ценами. Примеров можно найти массу. Железная дорога – все тарифы искажены, убыточные перевозки пассажиров и угля перекрываются доходами от транзита, в результате наши конкурентные позиции ухудшаются на рынке международных перевозок и КТЖ не имеет достаточных доходов для развития.
На потребительском рынке государство придумало список СЗПТ (19 товаров включены в социально значимые потребительские товары), и вместо того, чтобы развивать производство, гоняется за торговыми точками с их ценами. Как будто магазины сами производят гречку, окорочка и рожки. И список очень длинный:
- бензин, СПГ и дизель
- тарифы на электричество
- автобусные билеты
- тепло от ТЭЦ
- экспорт зерна, масла, скота (квоты)
- уголь
- ставки по депозитам и банковским кредитам
- гранты студентам и обязательная школьная форма и т. д.
Я не хочу перечислять удушающие свободу бизнеса лицензии, СНИПы, антимонопольные нормы, ограничения на движение капитала для юрлиц, техрегламенты ЕАЭС и прочее.
Там, где нет руки государства
И что интересно, везде, где государство лезет в рынок, результаты печальные. Регулировали цены на газ и дорегулировались до его отсутствия. Ведь цена является главным регулятором бизнеса, сигналом. Цена высокая, и всем становится интересно это делать — производство увеличивается, баланс спроса и предложения восстанавливается, и цена возвращается к объективным величинам. Если цена кем-то «заморожена», а товара недостаточно, тут и дефицит. Недавняя история с дизелем наглядный тому пример.
Там же, где правит рынок, все цветет и развивается безо всякого «регулирования». Я вот не слышал давно жалоб на общепит или парикмахерские. На любой вкус и кошелек есть предложение. Свободная конкуренция сама приводит все в соответствие.
Тойхана как доказательство
Порой я в шутку говорю, что если бы государство даже выделило финансирование на развитие тойханов, ничего бы не получилось. Но и без государства мы кажется вышли в чемпионы мира по наличию квадратных метров банкетных залов на душу населения. Не говоря уже о городах, за последние 15 лет в каждой деревне выросли кучерявые дворцы для застольных мероприятий, и порой по два-три и с востока, и с запада. Если посчитать сумасшедшее развитие «тойханной экономики» и рабочие места, которые она создает, выйдет очень большая сумма.
Ресурсы электроэнергетики исчерпаны
В ряду проблем развития отдельной большой «горой» стоит электроэнергетика. Эта отрасль очень капиталоемкая, с очень длинными циклами строительства и эксплуатации. В ней мы все ресурсы, «подаренные» нам Советским Союзом, исчерпали и сидим у «разбитого корыта». А без энергии не будет никакого развития экономики.
Минэнерго вынесло на обсуждение Концепцию развития до 2035 года — получился в целом большой и интересный документ.
Предлагаемая крупная перестройка системы и организации управления отраслью может сработать. Конечно, важны конкретные механизмы исполнения заявленных решений – к примеру, одно выделение диспетчерской из Кегока под министерство. Повторюсь – это концепция, то есть стратегический документ верхнего уровня.
Из недостатков отметил бы совсем уж поверхностный подход к финансовой части реформ. Нет ни конкретных, пусть приблизительных цифр по потребностям в инвестициях, тарифам. К 2035 году планируется довести установленную мощность с нынешних 23 ГВт до 40. Это 17 дополнительных ГВт. Даже если не считать выбытия мощностей и взять только эти 17, по самым скромным меркам на них потребуется капвложений на 24 млрд долларов, или около 12 триллионов тенге. То есть, грубо говоря, по триллиону в год. В нынешнем виде экономики отрасли это выглядит нереально.
И про Кегок. Эта компания сама по себе никак не в состоянии «вытащить» модернизацию и строительство новых сетей, плюс СмартГрид. Она просто слишком мала для такой задачи и без существенного вливания финансов из государственных и частных источников, широкого использования ГЧП необходимых миллиардов долларов ей не поднять. Всего у нее активов на 1 триллион тенге, годовая выручка в 2021 году 186 млрд тенге, чистая прибыль 40 млрд и 356 млрд долга. В долг Кегок много взять не сможет, и даже если будет направлять всю прибыль на капвложения, 40 млрд в год на всю сеть РК абсолютно недостаточно. Государство должно очень сильно «подставить плечо» в этом вопросе, но сделать это рыночно. Только в энергетике речь идет о необходимости вложить в ближайшие 10-15 лет десятки миллиардов долларов. И как же ответить на вопрос в заголовке, где взять на это все деньги?
Денег нет даже в банках
Денег в стране на инвестиции по большому счету нет. Все сбережения населения в банках — около 17 триллионов тенге. При этом кредитный портфель банков больше 20 триллионов, то есть они уже давно эти деньги освоили и выдали. У юрлиц на счетах больше долгов, чем свободных ресурсов. Остается только Нацфонд, но это всего 55 млрд долларов на сегодня и на завтра наших детей.
Деньги есть на Западе и Востоке. И они могут легко сюда прийти. Есть одно условие – капиталу нужна возвратность и прибыль, никто не станет вкладывать деньги с целью их потерять. А значит нужна цена на продукт, в случае энергетики – тариф. Тариф ляжет на расходы населения и бизнеса, и это неприятно, особенно политикам. Но ничего не делать завтра обойдется еще дороже. Или будем вводить ограничения, или покупать дорого у соседей электричество. Как-то так и не иначе».