Казахстан меняет правила расследования авиакатастроф

В открытых НПА появился проект поправок в приказ пятилетней давности с любопытными формулировками.

Публичные обсуждения документа заканчиваются 24 февраля. Что в нем примечательного?

Следствие ведут…

После поправок к приказу №505 от 27 июля 2017 года «Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов в гражданской и экспериментальной авиации»:

  1. пункт 2 главы 1 будет выглядеть следующим образом: «Единственной целью расследования авиационного происшествия или инцидента является предотвращение авиационных происшествий и инцидентов в будущем. Целью этой деятельности не является установление доли чьей-либо вины или ответственности» (до поправок целей расследования было несколько)
  2. появляется пункт 27-1 в параграфе 2 главы 2: «При расследовании авиационных происшествий с человеческими жертвами, полномочным органом по расследованию проведение расследования делегируется полностью или частично в МАК. При этом МАК проводит расследование авиационного происшествия с человеческими жертвами на основе национального законодательства, а полномочный орган по расследованию назначает своего уполномоченного представителя для участия в расследовании»

Что это означает на языке обывателя?

На первый взгляд кажется, будто Министерство индустрии и инфраструктурного развития, корректируя цели расследования авиапроисшествий с участием эксплуатантов, которым само же и дает разрешения на полеты, заранее открещивается от поиска виноватых в случае трагедий на воздушном транспорте.

На самом же деле поправка приводит наши внутренние казахстанские правила расследования в соответствие с Конвенцией о Международной организации гражданской авиации (Конвенция ИКАО), к которой Казахстан присоединился

Ни один международный документ не преследует целью расследований установление виновных в авиаинцидентах. В том числе до появления окончательного отчета не допускается вмешательство правоохранительных органов. Поэтому в авиации и принято говорить, что ее правила написаны кровью.

В Казахстане до этой ключевой поправки органы полиции и прокуратуры, ведущие уголовные дела по факту авиапроисшествий, вмешивались в ход расследования спецкомиссиями, хотя достаточных навыков для этого не имеют.

Конфликт интересов

Что еще важно подчеркнуть?

Что Казахстан де-факто не устранил конфликт интересов, который присутствует что в самом приказе от 2017 года, что в свежих поправках, которые вот-вот будут приняты

«Комиссия по расследованию авиационного происшествия или инцидента должна руководствоваться принципами объективности и беспристрастности при проводимом расследовании. В целях независимости расследования комиссия по расследованию авиационного происшествия или инцидента формируется с учетом исключения конфликта интересов», — говорится в приказе.

Но и комитет гражданской авиации, под контролем которого находятся эксплуатанты воздушных судов, и департамент по расследованию транспортных происшествий и инцидентов на транспорте, который собирает комиссию в случае ЧП, подчиняются одному госоргану — Министерству индустрии и инфраструктурного развития. Авиаторы уже много лет поднимают вопрос о том, что департамент следует либо перевести в подчинение МЧС, либо сделать самостоятельной ведомственной единицей, либо сделать его подотчетным непосредственно премьер-министру.

Может быть как раз по этой причине в поправках к приказу о правилах расследования и появился новый пункт 27-1, который делегирует расследование авиакатастроф Межгосударственному авиационному комитету со штаб-квартирой в Москве полностью или частично.

Второй причиной, по которой принято такое решение, может быть отсутствие в Казахстане сильных специалистов, способных качественно и объективно расследовать авиакатастрофы

Критики и обвинений в адрес местных авиационных властей в некомпетентности и предвзятости было немало — отрасль узкая, нарабатывать опыт в ней особо негде. Поэтому даже спустя три года после смертельного крушения в аэропорту Алматы самолета Bek Air и суда над чиновниками, прямо и косвенно виноватыми в появлении вблизи аэропорта того злополучного дома, в который врезался самолет, остаются вопросы.

Александра Алёхова

Recent Posts

Снижение процентов и первоначального взноса: как Китай борется с кризисом недвижимости

Китай объявил о новых, радикальных мерах, направленных на стабилизацию пострадавшего от кризиса сектора недвижимости, разрешив…

1 день ago

За отмывание преступных доходов бизнесмена осудили на 6,8 лет лишения свободы

Вовлекший в законный оборот похищенные средства Ануарбек Джексенгалиев приговорен к 6 годам и 8 месяцам…

1 день ago

Объемы поставок плодоовощной продукции из Таджикистана увеличатся

Казахстан и Таджикистан активизируют усилия по увеличению товарооборота между двумя странами с целью доведения его…

1 день ago

Государство увеличивает заказ на подготовку технических специалистов

В новом учебном году объем государственного образовательного заказа в организациях технического и профессионального образования увеличится…

1 день ago

Похолодание и дожди: прогноз погоды на выходные

Слегка потеплеет лишь на западе страны. 18-20 мая казахстанцев ждут дожди и похолодание, сообщили в…

1 день ago

Дефицит водителей пожарных машин констатировали в МЧС

Ответ на свой запрос в МЧС опубликовало агентство Kazinform. Согласно действующему штатному нормативу, разница между…

1 день ago