В открытых НПА появился проект поправок в приказ пятилетней давности с любопытными формулировками.
Публичные обсуждения документа заканчиваются 24 февраля. Что в нем примечательного?
После поправок к приказу №505 от 27 июля 2017 года «Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов в гражданской и экспериментальной авиации»:
Что это означает на языке обывателя?
На первый взгляд кажется, будто Министерство индустрии и инфраструктурного развития, корректируя цели расследования авиапроисшествий с участием эксплуатантов, которым само же и дает разрешения на полеты, заранее открещивается от поиска виноватых в случае трагедий на воздушном транспорте.
На самом же деле поправка приводит наши внутренние казахстанские правила расследования в соответствие с Конвенцией о Международной организации гражданской авиации (Конвенция ИКАО), к которой Казахстан присоединился
Ни один международный документ не преследует целью расследований установление виновных в авиаинцидентах. В том числе до появления окончательного отчета не допускается вмешательство правоохранительных органов. Поэтому в авиации и принято говорить, что ее правила написаны кровью.
В Казахстане до этой ключевой поправки органы полиции и прокуратуры, ведущие уголовные дела по факту авиапроисшествий, вмешивались в ход расследования спецкомиссиями, хотя достаточных навыков для этого не имеют.
Что еще важно подчеркнуть?
Что Казахстан де-факто не устранил конфликт интересов, который присутствует что в самом приказе от 2017 года, что в свежих поправках, которые вот-вот будут приняты
«Комиссия по расследованию авиационного происшествия или инцидента должна руководствоваться принципами объективности и беспристрастности при проводимом расследовании. В целях независимости расследования комиссия по расследованию авиационного происшествия или инцидента формируется с учетом исключения конфликта интересов», — говорится в приказе.
Но и комитет гражданской авиации, под контролем которого находятся эксплуатанты воздушных судов, и департамент по расследованию транспортных происшествий и инцидентов на транспорте, который собирает комиссию в случае ЧП, подчиняются одному госоргану — Министерству индустрии и инфраструктурного развития. Авиаторы уже много лет поднимают вопрос о том, что департамент следует либо перевести в подчинение МЧС, либо сделать самостоятельной ведомственной единицей, либо сделать его подотчетным непосредственно премьер-министру.
Может быть как раз по этой причине в поправках к приказу о правилах расследования и появился новый пункт 27-1, который делегирует расследование авиакатастроф Межгосударственному авиационному комитету со штаб-квартирой в Москве полностью или частично.
Второй причиной, по которой принято такое решение, может быть отсутствие в Казахстане сильных специалистов, способных качественно и объективно расследовать авиакатастрофы
Критики и обвинений в адрес местных авиационных властей в некомпетентности и предвзятости было немало — отрасль узкая, нарабатывать опыт в ней особо негде. Поэтому даже спустя три года после смертельного крушения в аэропорту Алматы самолета Bek Air и суда над чиновниками, прямо и косвенно виноватыми в появлении вблизи аэропорта того злополучного дома, в который врезался самолет, остаются вопросы.
7 ноября на великолепной сцене «Астана Балет» состоялось яркое и волнующее событие – Государственный академический…
Сегодня, 7 ноября, Земля проходит через, вероятно, самый сложный геомагнитный день 2025 года. Планета одновременно…
Выразив благодарность Президенту США за организацию исторической встречи в Белом доме, Касым-Жомарт Токаев отметил, что…
В ходе встречи в Овальном кабинете состоялся совместный телефонный разговор президентов Казахстана, США и Премьер-министра…
В ходе встречи в Белом доме Глава нашего государства выразил благодарность Президенту Соединенных Штатов за…
В рамках своего визита в США Касым-Жомарт Токаев провел беседу с президентом по странам СНГ…