Так сказал академик, математик Аскар Джумадильдаев в интервью газете «Атырау», пишет Malim.kz.
Вот что говорится в интервью, которое сама газета назвала эксклюзивным:
— Аскар Серикулы, вы член Национального курултая. Каковы ваши планы на предстоящее заседание курултая, какие вопросы вы хотите поднять в ближайшее время?
— Я всегда говорю о науке и образовании, и кое-что уже сказал на первом курултае. Сейчас в Казахстане издаются тысячи газет и журналов. 99,9% из них охватывают только сферы литературы, политики, искусства, а о технологии нет ни одного. Раньше в нашей юности был единственный журнал «Образование и труд», ориентированный на сферу техники. Именно из него я узнал о вычислительной машине. А сейчас это сборник стихов, легенд, песен и сказок.
Есть журнал OYLA, он начал печататься с 2015 года, однако в последнее время выпуск задерживается. Изданием занимаются четыре молодых человека, в совершенстве владеющие казахским, русским и английским языками. Это специалисты, владеющие языком техники, они сами математики и физики, биологи и журналисты.
Когда журнал только вышел в печать, первые его номера были на казахском, русском и английском языках. Сейчас он издается на 12 языках мира. Это франшиза!.. Франшиза — современный вид бизнеса.
Например, в Алматы есть американская сеть быстрого питания McDonald`s. Наши покупают такую франшизу у Америки в несколько раз дороже. Как вы думаете, о какой науке идет речь? Науки здесь нет. Но американцы легализовали этот бизнес патентом и продают нам. А журнал, выпускаемый нашими четырьмя ребятами, считается франшизой и издается в Америке и России. Основатели — четыре казахских парня, в этих странах у них могут быть редакции, но наши ребята диктуют основной материал, основную мысль, структуру статьи. Вот почему там платят нашим парням.
Вывод, который можно сделать из этого, состоит в том, что если мы не сдадимся, мы сможем многое преодолеть. Я считаю, что подобные вещи должны должны делаться, и надо продолжать над этим работать.
Позвольте мне рассказать вам кое-что интересное. Тираж этого журнала на двенадцати языках составляет 20 тысяч экземпляров, из них 13 тысяч русскоязычных читателей и 7 тысяч англоязычных. Не говоря уже о недавно добавленных немецком, китайском и вьетнамском языках. А вот тираж журнала на казахском языке очень небольшой. Казахских читателей всего 13… (!) Здесь я использую всего два слова: стыд и честь.
Считаю, что подписка всего 13 человек на единственный журнал в области техники, это отсутствие чести и стыда
— Что может быть причиной?
— Вместо этого казах любит читать сказки, легенды и ложь. Он не любит учиться быть технарем. Не хочет подписываться. Поэтому казахскоязычная редакция закрывается.
Я поддерживаю ребят из OYLA и призываю их принять участие в бесплатной раздаче журнала школам. Это было мое предложение и президенту. Давайте еще раз выпустим этот журнал. Возможно, в следующем году число подписчиков увеличится.
Есть и много других проблем. Например, то же самое можно сказать и об учебниках на казахском языке в университете. Мы шумим, почему казахский язык не является государственным. Ответ прост. Ведь казахский язык — это не язык науки, техники. Казахский язык — язык бедных людей. Казахский язык — не язык бизнесменов. Поэтому он не может стать государственным языком. Мы хотим, чтобы наши дети говорили по-казахски, но как ребенок на нем будет говорить ребенок, не имея словарного запаса?!
Поэтому слово и дело всегда должны идти вместе. Чтобы стать технологически развитой страной, казахи не должны ограничивать себя строительством магазинов.
Казах должен строить заводы, фабрики. Только тогда мы сможем исправить положение. Мы не сделаем шаг вперед, если с утра до вечера будем гулять на свадьбах и заниматься только строительством одних магазинов,
считает Аскар Джумадильдаев.