В столице возле жилых домов процветают стихийные свалки. Как объясняют в акиматах, виноваты в этомстроительные компании и водители мусорных грузовиков. Первые производят отходы, вторые не довозят их дополигонов. Финансово отвечать за нарушения приходится акиматам…
Квартирный вопрос
Периодически столичные акиматы устраивают конкурсы среди компаний, которые занимаются уборкой несанкционированных свалок. Проблема в том, что строительные компании и частные лица занимаются ремонтом и стройкой, но убирать за собой не любят. Акиматы делают это сами, за счет бюджетных средств. Чтобы понимать о каких деньгах идет речь, достаточно упомянуть, что речь идет о сотнях миллионах тенге.
Как наказывать нарушителей в региональных ведомствах не знают. По закону даже если поймать их за руку, то ничего кроме штрафа виновники не получат, а уборкой территорийвсе равно вынужден будет заниматься акимат.
Исходя из статьи 505 КОАП, физлица облагаются штрафомв размере 20 МРП (в текущем году это 69 тыс. тенге), субъекты малого предпринимательства – 30 МРП (103 500 тенге), среднего предпринимательства – 40 МРП (138 тысяч тенге), крупного – 100 МРП (345 000 тенге). На вряд ли эти суммы способны образумить любителей нарушать закон.
Ноль ответственности
Если строительные компании просто не убирают после своей работы мусор, то вопросы возникают к мусоровывозящим компаниям, которые, вообще-то,призваны избавлять город от отходов. Как правило, подобным извозом занимаются частные компании, которые практически не подвержены никакому контролю извне. Таким образом, строительный мусор расположен везде, но только не на полигонах. Ситуация могла бы сложиться иначе, если бы строительные компании были обязаны самостоятельно избавляться от мусора, а государство бы их контролировало.
Что касается частников, которые выполняют свою работу спустя рукава, то свою безалаберность они традиционно объясняют тем, что складировать отходы на полигоне якобы дорого. На самом деле это заявление не соответствует правде.
Сегодня в Астане работает компания, принимающая ТБО по весьма скромному тарифу. Всего 1300 тенге за тонну. Но этот факт уборщики мусора упорно игнорируют. Дело в том, что действующие компании принимают, только отсортированный мусор. На его сортировку уходит время, поэтому куда проще свалить отходы где-нибудь, где нет камер и свидетелей.
Власти Астаны возмущены: те штрафы, которые сегодня грозят нарушителям не оказывают на них никакого влияния. В текущем году в том же Алматы оштрафовали только 34 водителя мусоровозов, а 28 человек отделалисьпредупреждением. Всего нарушители уплатили 1,7 млн тенге. Большую часть из них так и не нашли.
Природное бедствие
Если в ближайшем будущем не решить проблему более радикально, то государственная казна продолжит разоряться на ровном месте. В этом году на ликвидацию стихийных свалок в Алматы уйдет порядка 79,3 млн тенге, а в следующем – 21,8 млн тенге. Математика простая: также произойдет во всем районах столицы.
В Алматинском районе Астаны в этом году власти города вывезли порядка 7000 тонн мусора. Для этого спецтранспорт задействовали почти тысячу раз. Несмотря на это, экологи страны не спешат радоваться. По мнению экспертов, совершенно не факт, что акимат выполняет свою работу более добросовестно, чем частные компании. Есть подозрения, что отходы, если не бросают где-нибудь на отшибе, то тихонько закапывают под землей. Обнадеживает тот факт, что по сравнению с частниками акимат ведомство официальное. Надежд на кого-то еще у казахстанцев нет.
Те штрафы, которые отчисляют нарушители даже на треть не покрывают расценок, необходимых для отчистки свалок. Но и это не самая глобальная проблема. Куда серьезнее тот ущерб, который получает природа, в том числе грунтовые воды, которые казахстанцы потом используют в своих нуждах.
Чтобы минимизировать ущерб необходимо пересмотреть порядок ликвидации мусора на государственном уровне. Другого варианта у Казахстана нет.