Система образования на постсоветском пространстве устроена таким образом, что подростки 16-17 лет вынуждены определяться с выбором профессии на всю жизнь. Зачастую ребенок просто не осознает весь масштаб ответственности. Здесь на помощь и должны прийти родители. При этом важно понимать, что стратегия «взрослый всегда прав и лучше знает, что делать» – пережиток прошлого. Не учитывать интересы, наклонности и особенности ребенка попросту нельзя.
Родитель не может диктовать ребенку, что делать, но может направить, посоветовать, объяснить. Это куда сложнее чем диктат авторитета, но в перспективе намного продуктивнее и лучше для человека. Слова и дела, к слову, расходиться не должны, как невозможно и обойтись только словами. Направлять, советовать и объяснять – это важно, однако нужно еще и показывать реальные примеры, давать попробовать себя в каком-либо деле.
Пока ребенок взрослеет и учится, у родителей есть возможность развивать его навыки и компетенции с помощью множества кружков и образовательных ресурсов. По результатам исследования Kelly современные родители отдают больше всего предпочтения ИТ-грамотности, естественным наукам и физическим навыкам. Самыми полезными качествами выбрали лидерство, нацеленность на результат и креативность.
Важно не торопить ребенка. Если юноша или девушка не определились, кем быть, родитель должен дать ему время и возможность подумать. Ничто (кроме армии) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться с реальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поиску себя. Если не можете представить, как после школы не учиться, попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обучения поменьше, и готовая профессия получится быстрее.
Чек-лист заботливого родителя (пригодится на всякий случай):
- Не настаивать на своем выборе и дать ребенку самому определиться, что делать.
- Рассказать, какие профессии сейчас нужны.
- Предлагать те профессии, которые заинтересуют ребенка, а не те, которые подскажет тест или оценка в журнале.
- Дать максимум информации о разных профессиях.
- Показать неочевидные решения: специальности, о которых в вашей области не слышали.
- Не заставлять учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную профессию.