Казахстанскую гражданскую дипломатию можно рассматривать как инструмент воспитания гуманизма и демонстрации солидарности, а также важный инструмент внешней политики.
Портал The Diplomat посвятил большую статью необычной дипломатической традиции Казахстана – устанавливать юрты мира в странах, столкнувшихся с разнообразными бедами. Дословно:
«В клипе на песню Галымжана Молданазара «Когершин» («Голубь») дети, устроившие войну картонным оружием, ищут убежища от ливня, устремляясь к большой белой юрте, или кииз уй по-казахски. Дождь заканчивает их битву, и внутри кииз уй под сияющим шаныраком (заштрихованной кроной юрты) они ищут прощения, даруют его и в конце концов обнимаются. Пацифистское послание не осталось незамеченным, и этим летом музыкальный клип принес режиссеру Малику Зенгеру награду «Лучший режиссер музыкального видео» в Каннах.
Центральное место в «Когершине» занял кииз уй, поскольку в казахской культуре он символизирует дом, семью и мир. Аналогичным образом не случайно юрты служили одновременно символом и инструментом того, что можно было бы назвать «гражданской дипломатией», когда в начале этого года их отправляли в нуждающиеся регионы в качестве казахстанской гуманитарной помощи.
После начала полномасштабной войны России в Украине казахское общество оказало поддержку различным городам, в том числе Буче, Киеву и Харькову, отправив юрты в рамках гуманитарной помощи. Похожий жест произошел, когда в Турции было разрушительное землетрясение: казахи отправили около сотни юрт для поддержки пострадавших в пострадавшей провинции Кахраманмараш.
Эта демонстрация солидарности глубоко укоренена в местной традиции асар – практике добровольной коллективной помощи нуждающимся. Рядовые казахстанцы, гражданские активисты, представители бизнеса и казахская диаспора в обеих странах объединились, чтобы инициировать и собрать деньги на приобретение, транспортировку и установку юрт, а также приобретение другой гуманитарной помощи. Таким образом, благодаря этим юртам мира асар приобрел транснациональное измерение, преодолевая границы и достигая людей за границей.
В Украине эти юрты, известные как «юрты непобедимости», или юрты незламности, олицетворяют мир, безопасность и солидарность. Установка первой «юрты непобедимости» в Буче стала важным знаком солидарности с украинцами, проявлением сочувствия к пострадавшим. Внутри этих юрт украинцы нашли не только пространство покоя, но и познакомились с казахской культурой через традиционную еду, одежду и музыку.
Отправив юрты в Турцию, казахи продемонстрировали свою солидарность и поддержку «братскому» (туйскан, агайн) народу во время трагедии. В первом случае «юрты непобедимости» представляли собой выражение эмоциональной поддержки украинцев, а во втором случае юрты служили более практической цели, предоставляя приют тысячам людей, потерявшим свои дома.
Если для казахов кииз уй стал символом гуманитарной помощи, то для украинцев и турков он стал символом мира и поддержки. Аналогичным образом, поставка юрт из Кыргызстана в Турцию продемонстрировала символическую важность этих палаток для кочевых культур, представляя их как инструмент для диалога между культурами.
Возможно, неудивительно, что такая демонстрация массовой поддержки – особенно украинцев – со стороны казахов вызвала тревогу в России. Реакция Кремля на «юрты непобедимости» была быстрой. Мария Захарова, официальный представитель Министерства иностранных дел России (МИД), попросила объяснений по поводу юрт у своих казахстанских коллег. В ответ официальный представитель МИД РК Айбек Смадияров «разъяснил» следующее: «Это была частная инициатива казахстанских граждан, без поддержки посольства, поэтому мы не можем ее ни комментировать, ни запрещать». Хотя инициатива по юртам обычно не заслуживает внимания со стороны столь высокопоставленных чиновников, уникальное геополитическое положение Казахстана обязывает его учитывать озабоченность Кремля даже по поводу действий частных лиц.
Казахстан имеет самую длинную в мире непрерывную — и, по существу, незащищенную — сухопутную границу (7644 километра) с Россией, поддерживает прочные торговые связи с Москвой, транспортирует большую часть своей нефти по российским трубопроводам (более 80 процентов), имеет значительное этническое русское население (15 процентов) и сохраняет членство в нескольких группировках с Россией, включая Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Соответственно, Казахстан стремится сохранить нейтралитет, последовательно воздерживаясь от различных резолюций ООН, стремясь гармонизировать свой сложный геополитический ландшафт.
По сути, Казахстан идет по канату, не имея ни шеста безопасности, ни сети. В такой деликатной ситуации гражданская активность Казахстана играет ключевую роль. Эти юрты мира служат средством отражения общественных настроений, а также повышения благоприятного имиджа нации за рубежом в то время, когда действия государства ограничены.
Важно отметить, что гражданская дипломатия Казахстана приносит пользу как иностранцам, так и казахам. Этот гражданский активизм способствует горизонтальным связям и культивирует солидарность не только за пределами национальных границ, но и внутри казахского общества внутри страны. Он демонстрирует, как люди могут объединиться в ответ на антропогенные и стихийные бедствия. Более того, юрты мира, возможно, в некоторой степени укрепили имидж Казахстана как сторонника Украины, и это сулит долгосрочные преимущества для страны в послевоенном будущем. Это связано с тем, что после конфликта можно ожидать, что Украина станет влиятельным игроком в мировой политике. Таким образом, казахстанскую гражданскую дипломатию можно рассматривать как инструмент культивирования гуманизма и демонстрации солидарности, а также важный инструмент внешней политики».