Экономист Айдархан Кусаинов на своем телеграм-канале проанализировал информационное пространство страны. Выводы он назвал блеском и нищетой информационных и политических технологий.
Блеск…
На фоне падения доходов населения, сокращения социальной помощи, проблем в доступности услуг здравоохранения и недоступности лекарств — центральными темами стали закредитованность, ЗОЖ через запреты и ограничения (вейпы, энергетики, букмекеры с ограничениями рекламы, нездоровая еда), бытовое насилие.
С технологической точки зрения все чудесно:
- Проблема с доходами населения, которая скорее всего лежит в основе «закредитованности» бедных (по мнению экспертов) не обсуждаются — вместо них обсуждается яростная защита бедных от кредиторов.
- Не обсуждаются провалы в здравоохранении, вместо них на первом месте стоят проблемы ЗОЖ.
- Не обсуждается насколько страна стала справедливее и правово-защищеннее, на первом месте защита женщин.
Хороший выбор:
- Это социальные проблемы, охватывающие правильные слои населения (низкодоходные, ответственные родители с детьми, женщины)
- Они очевидно социально-беспроигрышные.
- Они самые хайповые. Закредитованность и ограничения бизнеса вызывает противодействие бизнеса, провоцирует его ПиАр акции, разжигая инфопространство и делая «борьбу со злом» еще более трудным и супер-героическим занятием.
Правильная распасовка:
- Практически все это инициируется депутатами, что делает Парламент сильным, активным, очень героическим игроком, защищающим граждан от бед и подгоняющим, заставляющим работать и критикующим Правительство.
- Правительство виновато в медленности, сопротивлении, недостаточности.
- Итого имеем сильный Парламент, защищающий интересы людей и жестко прессующий Правительство.
Нищета…
Хайп — это краткосрочная история, потому что затрагивает тему, которая любопытна (здесь важно что любопытна) всем, касается всех, но не является ключевой по важности для большинства.
Во-первых, неприятность в том, что «хайповые» инициативы, как правило, в реальности не волнуют общество.
Бытовое насилие
Истории некоторых семей страшны и эмоционально цепляют любого человека (и мужчин и женщин), но подавляющее большинство семей в Казахстане — это, слава Всевышнему, нормальные, здоровые, дружные семьи, поэтому в реальности тема системно не волнует подавляющую часть населения.
ЗОЖ, букмекеры
Рассказы о зависимостях также эмоционально цепляют. Но подавляющая часть населения остро и впрямую в своей повседневной жизни не сталкивается с лудоманией, доля курильщиков чуть не десятилетиями на одном уровне (статистика в помощь), про то, что сахар «сладкая смерть», «Соль — белая смерть», а «жирная пища — вообще страшная штука» говорили еще в 70-е годы в СССР, но как-то страну не испугали.
Закредитованность
Все эксперты либо отрицают само наличие проблемы, либо признают ее актуальность для каких-то очень узких ниш, населения. Тема кредитов важна, любопытна и интересна для широких слоев, но «закредитованность, мешающая жить» актуальна для очень небольшой доли населения.
Во-вторых решения на хайпе вредны.
«В период с января по ноябрь 2023 года объем реализации сигарет и папирос вырос сразу на 68,7%…резкое увеличение продаж сигарет в текущем году становится заметным явлением. Одним из предполагаемых факторов такого роста является введение запрета на вейпы». А курить вейпы дешевле, чем сигареты.
Ограничения в МФО приведут к усложнению получения кредитов для бедных (собственно именно на это нацелены инициативы).
Правильное питание — штука весьма дорогая. Энергетик как источник кофеина дешевле, чем кофе, сладкий напиток дешевле конфет, «мусорная и нездоровая пища» собственно так и называется, потому что она дешевая. Так что весь этот ЗОЖ и финансовая грамотность впрямую бьет по самым бедным, ухудшая из жизнь. А домашнее насилие и критическая лудомания, уничтожающая бюджеты семей, все-таки чаще всего от безысходности, беспросветности, которая больше характерна для низкодоходных слоев, по которым и бьет вся забота о ЗОЖ и закредитованности.
Резюме…
Хайп важен, как инструмент отвлечения внимания для проведения какого-то системного изменения, судьбоносного решения, которое обществу может не понравиться.
Если таких изменений не происходит, а в главных вопросах — (в данном случае доходы, зарплаты, социальное обеспечение, здравоохранение, ощущения роста цен и ожидания по ним) все стагнирует и деградирует, то общество просто выходит из информпространства, перестает доверять власти и вся хайповая забота превращается в раздражение, а инициативы вызывают отторжение.
И в какой-то момент, неизбежно наступит отрезвление и возникнут вопросы ко всем хайпогенераторам — а за что же вы боретесь в реальности?
Надо отдать должное Президенту, который в январе уже намекнул что важнее не экономический рост и хайп в инфопространстве (многочисленные предупреждения блогерам и экспертам на разные темы), а благосостояние народа.
Любопытно получит ли развитие этот намек 7 февраля. (речь идет о расширенном заседании правительства с участием президента. ред)