Австралийские ученые из Университета Нового Южного Уэльса использовали методы машинного обучения для анализа факторов, предсказывающих риск попыток суицида среди подростков.
Данная проблематика актуальна для многих стран мира и конечно же Казахстана, где остается довольно высоким уровень самоубийств среди подростков и взрослых людей.
Исследователи проанализировали данные 2809 австралийских подростков и выявили более 4000 потенциальных факторов риска. С одной стороны, модель показала высокую прогностическую точность и, как уверяют разработчики, оказалась эффективнее, чем традиционные методы.
С другой стороны, основными факторами риска неожиданно оказались не предыдущие попытки суицида или нанесения себе увечий, а прежде всего эмоциональное состояние человека и социальная среда.
Интеллект не врет?
Ученые утверждают, что их модель более точна, чем существующие методы, и уже может быть использована для индивидуальной терапии уязвимых людей.
Модель на основе машинного обучения показала лучшую производительность, измеряемую показателем AUC (площадь под кривой ошибок), который оценивает точность предсказаний. Обычно AUC от 0,7 до 0,8 считается приемлемым для предсказания риска, от 0,8 до 0,9 – отличным, и более 0,9 – выдающимся.
Используемая австралийцами модель достигла показателя выше 0,7 AUC при прогнозировании как суицида, так и самоповреждения. При этом исследователей поразило то, что предыдущие попытки суицида или самоповреждения не являлись высоким фактором риска, а вот окружающая среда играла более важную роль, чем ожидалось.
Любовь, контроль и профилактика
В целом ключевыми факторами риска были депрессивные чувства, эмоциональные и поведенческие трудности, проблемы самовосприятия, а также школьная и семейная динамика.
Главным предиктором попытки суицида оказалось ощущение бессилия и отсутствия контроля над окружающей средой и своим будущим.
Подростки пытались убить себя, если чувствовали, что от них ничего не зависит в собственной жизни.
В свою очередь основным предиктором нанесения себе увечий оказалось отсутствие эмоциональной саморегуляции: дети просто не умели выражать сильные эмоции и переживать горе, ярость или одиночество другим способом.
Таким образом, обстановка в доме и в школе, отношения с окружающими влияют гораздо больше, чем считалось ранее. Именно эту особенность можно использовать для профилактики.