С тех пор, как Россия пошла с войной на Украину, прошел год. За этот период экономика, которую знало все мировое сообщество, претерпела существенные изменения. Они коснулись и Казахстана.
Созависимые отношения
Антироссийские санкции, метания курса валют, релоканты из России, бежавшие в нашу страну, заключение и расторжение договоров с мировыми инвесторами. Сомнительно, что с начала войны в Украине хоть какая-то страна ушла в абсолютный плюс. По подсчетам экспертов, в прошлом году мировая экономика успела подрасти на 2,5-3%.
Что касается финансового рынка, знаковым событием стал уход из Казахстана российского Сбера. До военных времен это был один из самых крупных финансовых игроков в стране. Он и другие банки, такие как Альфа банк и ВТБ оказались под санкциями США, Великобритании и Евросоюза. Это и вынудило владельцев банков продать свои активы другим. Сбер перекочевал к холдингу «Байтерек», теперь мы знаем его как Bereke Bank. «Альфа» достался банку ЦентрКредит. Дочерняя компания ВТБ, невзирая на санкции, до сих пор остается в Казахстане.
Как это сказалось на финансовом благосостоянии республики? С одной стороны, уход с банковской ниши «Сбербанка» дал дорогу отечественным игрокам. С другой — мы можем наблюдать нарушение логистических цепочек и череду разрушенных бизнес-отношений.
В этом смысле казахстанская экономика впала в ощутимую зависимость от российского импорта. В стране его доля достигает порядка 30–40%, в отдельных отраслях и вовсе 60–70%.
До войны через Россию в Казахстан проходило если не все, то многое: автотранспорт, бытовая техника, электроника, продукты, металлопродукция. Часть такого завоза производилась в самой России, в том числе и иностранными компаниями на ее территории. Другая часть поставлялась из-за рубежа, но проходила сертификацию ЕАЭС.
После того как зарубежные компании стали покидать Россию, казахстанцы потеряли на прилавках некоторые продукты. Это сподвигло Казахстан искать новые каналы поставки.
Усугубило ситуацию то, что из-за давления на рубль тенге тоже ощутил натиск наложенных на Россию санкций. В свою очередь ослабленная нацвалюта повлияла на достаток самих казахстанцев.
Больше боялись…
Еще один фактор, который, по прогнозам экономистов, должен был оказать влияние на казахстанскую экономику, это прибытие в страну релокантов. Из-за объявленной в России «частичной мобилизации» сотни тысяч мужчин бежали в Казахстан, чтобы не участвовать в военных действиях. Это событие эксперты трактовали по-разному. Одни единогласно утверждали, что россияне отберут у казахстанцев работу, а большое количество «новых» русских изменит этническую и демографическую ситуацию в стране. Другие, наоборот, отрицали, что россияне сколько-нибудь повлияют на казахстанский рынок труда, в то время как это успело случиться в той же Армении и Грузии — там сбежавшие от войны успели хорошо обустроить собственный бизнес.
В итоге большая часть релокантов ретировалась раньше, чем от нее ожидали. В стране оказалась небольшая группа приезжих. Остальные либо вернулись на родину, либо отправились в другие страны ближнего зарубежья.
Впрочем, как предполагают эксперты, расслабляться не стоит. Вполне вероятно, что в этом году в Казахстан хлынет новая волна российских граждан, бегущих от очередной мобилизации. Что примечательно, юридически она до сих пор продолжается.
Плюсы есть?
Как можно заключить, даже взвешенная политическая позиция не может защитить страну от экономических потрясений. Здесь, конечно, можно возразить, что Казахстан имеет выгоду от смещения импортных потоков. Иными словами, через него стали больше возить. За прошлый год казахстанский транспорт перевез грузов на 46 % больше, чем в 2021 году. Можно также добавить, что некоторые зарубежные компании, нога которых прежде не ступала на территорию Казахстана, наконец обосновались у нас, сбежав от России.
На первый взгляд, плюсы в таких переменах все же есть, однако не стоит забывать, что прежде иностранный бизнес не заходил в Казахстан по определенным причинам. Тот факт, что сейчас он здесь, не означает, что наша страна в одночасье стала для него инвестиционно привлекательнее. Это следует понимать.
Положительные стороны всей этой негативной геополитической ситуации, пожалуй, в том, что у Казахстана появилось время, чтобы привести экономическую систему в порядок и стать по-настоящему конкурентоспособным.
Для этого государству необходимо сделать акцент на решении накопившихся структурных проблем. Одна из них – не особо продуктивная система профессионального и высшего образования, низкая государственная поддержка бизнеса, слабая производительность труда и так далее.
Нюанс в том, что перечисленные проблемы смогут решить лишь сами казахстанцы. И по мере их исправления наша страна сможет стать действительно привлекательной для зарубежных производственных хабов, а нарастив собственное производство, поддержать госбюджет внушительным иностранным капиталом.
Отличная сырьевая база и выгодное географическое положение – у Казахстана есть все, чтобы воплотить планы в реальность.