С начала года в Казахстане жертвами телефонных мошенников стали более 6,1 тысячи человек. В Генеральной прокуратуре предупредили о распространённых схемах обмана, в том числе с использованием SMS-сообщений, приходящих с короткого номера 1414.
По данным надзорного органа, мошенники действуют поэтапно. Сначала гражданам поступает SMS-код якобы от 1414, после чего следует звонок от неизвестных лиц, представляющихся сотрудниками государственных органов, банков или курьерских служб. Под предлогом подтверждения операции злоумышленники просят продиктовать полученный код.
Затем жертве поступает второй звонок — уже от так называемой «службы безопасности» банка, полиции или КНБ. Аферисты убеждают, что предыдущий контакт был попыткой мошенничества, и предлагают «защитить средства», оформив кредит и переведя деньги на «безопасный счёт». В результате на имя пострадавших оформляются займы и совершаются хищения. В отдельных случаях мошенники используют видеосвязь, чтобы усилить доверие.
Ранее в Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности сообщили о введении дополнительных мер защиты. Теперь доступ к сервисам, использующим SMS от 1414, возможен только при подтверждении личности с помощью биометрии (Face ID), электронной цифровой подписи или eGov QR. С декабря сервисы, не внедрившие эти требования, будут отключены от системы 1414.
В Генпрокуратуре напомнили, что государственные органы и банки никогда не запрашивают одноразовые SMS-коды, данные банковских карт или пароли. Также в ведомстве подчеркнули, что «безопасных счетов» для перевода средств не существует.
