В Казахстане около 10% всех занятых так называемые платформенные работники, для которых фриланс становится не подработкой, а основным средством дохода.
Социальный кодекс, недавно подписанный президентом, наконец регулирует взаимоотношения между свободно занятыми и их работодателями, включая уплату налогов, социальных взносов и пенсионных отчислений. О том, как на жизни не менее 500 тысяч казахстанских фрилансеров отразятся изменения, рассказала генеральный директор платформы для работы бизнеса и фрилансеров в Казахстане Quick Work Арина Пирогова.
Аренда работников — реальность
— Рынок труда сейчас активно движется в сторону реформирования самого понятия занятости. В обиход уже достаточно плотно вошло понятие платформенной занятости. Это связано с тем, что растет число свободно занятых и вторично занятых. Целый калейдоскоп занятостей, часть из которых до сих пор не была урегулирована и находилась в полусерой зоне. С принятием обновлений, отраженных теперь в Социальном кодексе, ситуация изменится, — говорит эксперт.
— А казахстанский рынок труда точно дорос до таких же масштабов гик-экономики, как, например, остальной развитый мир?
— Абсолютно. Само понятие платформенной занятости сейчас набирает популярность везде. Свои цифровые сервисы есть уже практически во всех направлениях жизнедеятельности, и в занятости в том числе. Чем популярнее становится потребление услуг через цифровых посредников, тем больше платформы нуждаются в исполнителях.
И если на заре этих сервисов сотрудничество через платформы было для граждан скорее вариантом для подработки, сейчас разовые заказы превращаются для многих в рабочие дни, недели и даже месяцы. Поэтому вопрос о социальных гарантиях для таких занятых и становится все более актуальным
По данным Международной организации труда, с 2010 года в мире число цифровых платформ, обеспечивающих работу в режиме онлайн или напрямую привлекающих исполнителей, выросло в пять раз. Растет и число занятых на платформах по всему миру. По разным оценкам, от 10 до 15% экономически активного населения в мире имело опыт занятости через платформу или цифровой сервис. Всемирная организация труда ожидает и дальнейшего укрепления этого тренда, вызванного по большей части переориентацией экономик на проектное планирование и движение в сторону аренды кадров вместо найма.
В Казахстане же, по данным Минтруда, с 2022 года насчитывается около 500 тысяч платформенно занятых. Это около 10% от числа всех занятых в стране. Именно они первыми почувствуют изменения, отраженные в Социальном кодексе
То есть с вступлением кодекса в силу онлайн-платформы вроде Яндекс или Glovo, которые раньше были де-факто лишь информационной прослойкой между потребителями услуг и исполнителями, должны будут легализовать свои отношения с исполнителями, подписав оферты и взяв на себя обязательства по уплате налогов и социальных отчислений.
Фактически такие платформы теперь становятся ближе по статусу к работодателям со всеми вытекающими последствиями. Ведь помимо пенсионных отчислений и доступа к медицинскому страхованию легальная занятость также дает доступ к банковскому кредитованию. Причем не важно, подработка это или основной вид деятельности человека.

Дороже, зато прозрачнее
— Как взаимодействие между платформами и исполнителями будет реализовано на практике?
— С большой вероятностью договор между компанией-заказчиком и физлицом-исполнителем будет максимально упрощенным и состоять в публичной оферте, которую нужно будет принимать исполнителям. В личных кабинетах будет необходимо указывать больше данных о себе, чтобы идентификация налогоплательщика для платформы не составляла проблем. При этом на рынке существуют уже готовые технологические решения, которые можно просто интегрировать в бизнес и автоматизировать все процессы, связанные с документами, выплатами, отчетами и уплатой налогов. Так что для самих исполнителей такой переход окажется бесшовным.
Изменения выгодны и государству. Из тени будут выведены сотни тысяч свободно занятых людей. Как следствие, вырастут налоговые поступления в бюджет, а также скорректируется государственная статистика занятости
Уже на этапе анонсирования власти заявляли, что в рамках старта проекта рассчитывают на обеление по меньшей мере 300 тысяч неформально занятых.
— Готовы ли сами платформы к нововведениям? Мутная вода, в которой они водились годами, финансово была одинаково выгодна что агрегаторам, что физическим исполнителям.
— С точки зрения операционной деятельности переход к прозрачности вряд ли принесет серьезные осложнения. Но с точки зрения налоговых расходов давление на агрегаторы, безусловно, усилится.
Это может привести к тому, что дополнительные издержки с большой вероятностью будут зашиваться в конечную стоимость для клиента или суммы гонораров для исполнителей. И мы скорее верим во второй вариант
Да, комиссии могут немного возрасти, но взамен исполнители получают целый набор социальных плюшек — это честный обмен.
В итоге же, на мой взгляд, грядущие изменения на руку всем участникам рынка. Платформенная занятость становится прозрачнее для государства. Сами занятые на платформах получают социальные гарантии, которых заслуживают. Платформы — больше мотивированных работать с ними исполнителей, так как отсутствие таких гарантий для многих могло быть барьером.