Игры с ценами на дизельное топливо постепенно накаляют ситуацию — зыбкий баланс среди поставщиков товара может рухнуть.
Об этом пишет эксперт Нурлан Жумагулов в своем телеграм-канале:
«Рынок производства и распределения дизтоплива на внутреннем рынке поделен на 3 группы:
- PETROSUN – 45%;
- КазМунайГаз – 30%;
- Частники – 25%.
Но основным поставщиком удешевленного дизтоплива в адрес аграриев является PETROSUN.
Так, на проведение осенних полевых работ компания PETROSUN запланировала поставку льготного дизтоплива в объеме 260 тыс тонн, что составляет 61% от общего объема для аграриев.
Весной на посевные работы PETROSUN выделила 300 тыс тонн льготного дизтоплива – 72% от общего объема.
По итогам 8 месяцев 2023 года при общем объеме дизельного топлива, произведенном НПЗ для PETROSUN в 1,6 млн тонн, в компанию поступило запросов на 4,8 млн тонн, что выше почти на 300%.
Практически все АЗС хотят приобретать дизтопливо именно у PETROSUN, в случае отказа – идут жалобы. Не секрет, что PETROSUN находится под пристальным вниманием госорганов, а другие частные игроки могут продавать по предельным ценам + «рахмет».
Более того, PETROSUN, по поручению первого заместителя премьер-министра, самостоятельно импортировала 30 тыс тонн дизтоплива из РФ для обеспечения нужд казахстанских АЗС.
Главное нужно помнить, что 51% в PETROSUN принадлежат CNPС, которое поставляет свою добытую в Казахстане нефть на НПЗ, а оставшиеся 49% у «КазМунайГаз». На фоне сокращения давальческого сырья (нефтяникам разрешили напрямую реализовывать нефть на НПЗ) увеличивается социальная ответственность (поддержка аграриев) на PETROSUN.
Не исключаю факта, что в скором времени терпение у китайской стороны лопнет, и ситуация станет хуже как для АЗС, так и для КазМунайГаз. Не пора ли и частным давальцам тоже поддерживать аграриев?»