Ожидается, что ЕС уведомит Китай о введении пошлины на импорт электромобилей на этой неделе, положив начало новому витку торговой войны.
Официальное предварительное озвучивание ставок тарифов может произойти уже в среду, после длительного расследования государственных субсидий Китая на производство автомобилей. Расследование было начато в октябре прошлого года на фоне подозрений, что Китай наводняет ЕС более дешевыми электромобилями в результате избыточных мощностей и снижения внутреннего потребительского спроса.
Это одно из более чем дюжины расследований, проводимых ЕС в отношении государственной помощи Китаю, включая расследование экспорта солнечных панелей, тепловых насосов и ветряных турбин , которые, по мнению европейских политиков, подрывают энергетический сектор ЕС. Эксперты предполагают, что Пекин будет рассматривать введение пошлин как проверку на прочность, учитывая, что сектор электромобилей способствует успеху Китая в экспорте. Есть мнение, что Пекин ответит контрмерами, которые могут ударить по ряду экспортных товаров уже из ЕС, от коньяка до молочных продуктов.
Прогнозы таковы, что Си не откажется от ставки на доминирование в секторе зеленых технологий во всем мире с помощью электромобилей, солнечных батарей и аккумуляторов для электромобилей, поскольку Пекин рассматривает торговлю как поле битвы, на котором он может устанавливать свои правила.
Если в среду расследование ЕС придет, как и ожидалось, к выводу, что китайские автопроизводители получили конкурентное преимущество, Пекин получит официальное предварительное уведомление о тарифах и у него будет четыре недели, чтобы предоставить любые доказательства, опровергающие европейскую версию.
В случае введения тарифной сетки будет три уровня: индивидуальные ставки для выборки компаний, расследуемых ЕС, в том числе крупнейшего в мире продавца электромобилей BYD ; средний тариф для компаний, которые сотрудничали с расследованиями, но не были полностью расследованы; и остаточный тариф для тех, которые вообще не расследовались.
Консалтинговая компания Rhodium Group, специализирующаяся на исследованиях в Китае, заявила, что ожидает, что тарифы будут установлены на уровне 15–30%, что будет легко освоить конгломератам, таким как BYD, который запустил свой хэтчбек Dolphin начального уровня в ЕС. Прошлым летом цена составляла чуть менее 30 000 евро. В рамках своей маркетинговой деятельности компания также является официальным партнером УЕФА на чемпионате Европы по футболу 2024 года.
«Некоторые китайские производители по-прежнему смогут получать комфортную прибыль от автомобилей, которые они экспортируют в Европу, благодаря существенному ценовому преимуществу, которым они пользуются», — отметили в компании.
Пошлины в диапазоне 40–50% — возможно, даже выше для вертикально интегрированных производителей, таких как BYD — вероятно, будут необходимы, чтобы сделать европейский рынок непривлекательным для китайских экспортеров электромобилей.
Китай уже давно утверждает, что он не субсидирует свой автомобильный сектор, и даже если бы это было так, его экспорт помогает странам Запада достичь своих экологических целей.
Ранее на этой неделе во время турне по Испании и Португалии министр торговли Ван Вэньтао настаивал на том, что сотрудничество с ЕС является «беспроигрышной» стратегией.
«Я надеюсь, что европейская сторона откажется от протекционизма и вернется на правильный путь диалога и сотрудничества», — сказал Ван, призывая Испанию к легкому «беспокойству» по поводу потенциально дорогостоящего раскола.
Он сказал, что избыточные мощности, о которых постоянно говорит ЕС, — это не избыток производственных мощностей, а избыток беспокойства, а так называемое рыночное искажение — это не искажение рынка, а искажение мышления.
Западные правительства заявляют, что Китай может легко модулировать свою стратегию, поглощать тарифы и конкурировать на равных условиях, но ему нельзя позволить доминировать на будущем рынке экологически чистой энергии и технологий.
Европейские потребители уже заплатили высокую цену в виде более высоких счетов за электроэнергию после того, как война в Украине обнажила чрезмерную зависимость ЕС от российского газа, и чиновники ЕС полны решимости не повторять ошибку с Китаем, преследуя официальную стратегию «снижения рисков».