Categories: Главное

Эффект бомбермена: зачем пятиклассник минировал суды

Любопытные данные привел замначальника департамента по противодействию экстремизму МВД Дархан Разуев. С начала этого года в суды отправились 14 уголовных дел, связанных с лжетерроризмом. Несмотря на то, что по большей части о якобы заминированных зданиях сообщают лица с психическими обострениями, да и просто желающие отомстить ненавистному начальству, нередко среди нарушителей оказываются дети…

Особо отличившиеся

Как признаются правоохранительные органы, особо отличившимися за последнее время лжетеррористами стали житель Костанайской области, который «заминировал» более 11 общественных зданий в разных уголках страны (эта шутка стоила ему полутора лет тюрьмы), и пятиклассник из Акмолинской области.

Школьник, который привлек внимание правоохранителей, действовал не по стандартной схеме. Как правило, в основном лжетеррористы заявляют о «бомбе» с помощью телефонных звонков. Пятиклассник же задействовал электронные сообщения, место отправления которых старательно пытался засекретить то ли с помощью VPN, то ли с зарубежных сайтов, использующих одноразовую почту.

При этом объектом злого розыгрыша стала не родная школа, в которой таким образом теоретически можно было сорвать ненавистную контрольную, а здания судов в Павлодарской области. Почему выбор школьника пал именно на эти объекты? Как пояснили в полиции, таковы были условия спора ребенка с одноклассником. И если мотивы его действий понятны, то не совсем понятно, какие меры принимать в ответ на псевдошутку. Учитывая возраст шутника, правоохранители оказались на распутье.

И если из 13 «бомберменов» семеро получили реальные сроки заточения, четверым вменяли ограничения свободы, а одного принудительно отправили приводить «менталку» в порядок, как быть с пятиклассником, которому от силы 12 лет? Ведь к ответственности за лжетерроризм в Казахстане могут привлечь лишь с 14 лет.

Развлечение для слабонервных

И хотя телефонный терроризм нельзя назвать как таковой разновидностью теракта, его действия также могут приводить к плачевым последствиям. К примеру, в ходе возникшей паники от ложного вызова люди могут попросту затоптать друг друга, потерять в толпе родных. Иногда из-за ложного вызова приходилось эвакуировать целые больницы, пациенты которых едва ли могут покинуть здание без громоздких аппаратов жизнеобеспечения.

При этом государству дорого обходится проверка одного только заведомо ложного вызова – к работе привлекаются узкие специалисты — саперы, кинологи и военные. Это не говоря о том, что из-за ложных вызовов останавливается работа крупных общественных предприятий — пока идет проверка здания, они теряют деньги.

Портрет нарушителей, устраивающих «теракт-шоу», схож: все они не задумываются об ущербе, который могут нанести. Это и люди в состоянии алкогольного опьянения, и личности с психическими обострениями, да и просто безработные граждане, которые по какой-то причине не нашли более занятного досуга.

Что касается детей, устраивающих телефонные «теракты», ситуация сложней. Причиной такого поведения несовершеннолетних могут быть как различные девиации, так и серьезные проблемы в семье. Но так или иначе, подобные «розыгрыши» являются скрытой формой насилия.

Если рассуждать о причинах, толкающих школьников на подобные шалости, ряд вопросов стоит задать родителям. Как отмечают отечественные психологи, одной из причин подобного поведения является физическое отсутствие родителей у ребенка либо их номинальное присутствие (когда родители как бы есть, но не интересуются ребенком). Усугубляет ситуацию насилие в семье.

Подавленная воля ребенка, страх перед взрослыми нередко провоцируют ответную агрессию. Для тех, кто не может вступать в прямые конфликты со сверстниками, телефонный терроризм становится единственной возможностью почувствовать собственную власть. Ведь пока «озорника» не видят, у него есть возможность наблюдать за происходящим с осознаем, что все это «из-за него», следовательно, он может влиять на внешний мир, а значит существует.

При этом, как отмечают специалисты, к такому проявлению «Я» может привести не только отсутствие родительского внимания, но и обратный тип отношений — гиперопека. Желание полностью контролировать жизнь ребенка часто выливается в антисоциальное поведение как знак протеста. Обычно такие дети склонны уходить в себя, а настольным помощником «эскапизма» становится виртуальная реальность.

По наблюдениям сотрудников правоохранительных органов, первые претенденты в «бомбермены» – любители информационных технологий, увлекающиеся информатикой и программированием, а также игроманы и поклонники сетевых игр в духе Counter-Strike. Понятно, что сама любовь к виртуальным технологиям еще не ставит диагноз, на личность «подрывника» это может влиять только вкупе с другими факторами.

Что с ними делать?

Учитывая различные нюансы и тот факт, что уголовная ответственность для лжетеррористов наступает только с 14 лет, возникает вопрос — что делать с теми, кто еще не достиг этого возраста?

К примеру, если взрослый человек распространял ложные сообщения, не прибегая к средствам связи (выкрикивал из окна, во дворе, предупреждал кого-то в личной беседе), ему вменяют статью «Хулиганство». Если же гражданин сообщил об этом в правоохранительные органы, к нему применяется статья 273 (Заведомо ложное сообщение об акте терроризма»).

Что касается несовершеннолетних нарушителей, в их случае все предсказуемо: скорее всего, отвечать придется родителям. За неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию своих детей они могут быть привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере 15 МРП, или 45 945 тенге. Часть вины негласно ложится и на учебное заведение, чей подопечный совершил такое тяжкое преступление. В итоге школы мучают проверками, а тема грядущих классных часов становится предсказуемой.

Но должно ли наказание для несовершеннолетних лжетеррористов быть более щадящим, чем для взрослых казахстанцев? В целом правоохранительная система старается разбирать такие случаи в каждом отдельном случае, учитывая особенности обвиняемого: был ли человек пьян или чем-то подавлен, есть ли у него на иждивении родственники и пр. В случае с детьми, очевидно, что их возраст никак не умаляет ущерба, причиненного государственным ресурсам, особенно ввиду того, что в мире существует реальная угроза террористической опасности. Игнорирование же таких сообщений, пусть и ложных, может привести к еще более катастрофическим последствиям.

Аксинья Титова

Recent Posts

Депутаты предложили обязать казахстанцев убирать улицы каждую неделю

В своем запросе на имя премьер-министра, депутат Мажилиса Даулет Мукаев предложил ввести в Казахстане "чистый…

49 минут ago

Паводки: уровень воды в Урале продолжает подниматься

Оперативный штаб по ЧС Атырауской области 3 мая предоставил сводку об уровне воды в реке…

1 час ago

Четверть расходов бюджета приходится на обслуживание и погашение госдолга -АФК

Аналитический центр АФК представил обзор консолидированного бюджета РК за первый квартал 2024 года. Ключевые тенденции…

2 часа ago

Дело Бишимбаева: во второй день прений выступает защита подсудимых (прямая трансляция)

В столичном суде продолжается процесс по делу экс-министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева, которого обвиняют в…

2 часа ago

How Russia Can Respond to the Confiscation of Its Assets

The United States is seeking to confiscate frozen Russian reserves — around $300 billion worldwide…

3 часа ago

Переплетая наследие: узы культурного наследия между Тюркским миром, Украиной и Арменией

Посольство Республики Казахстан в Украине нанесло визит в Центральный государственный исторический архив Украины в Киеве,…

18 часов ago