Главное

К новой политике нового правительства

Новый премьер-министр Олжас Бектенов начал свою деятельность весьма решительно. Хотя речь идет не о случаях арестов некоторых чиновников, понятно, что они готовились какое-то время. Но так уж совпало или нет? Но все-таки более интересны уже принятые меры в области экономики.

В первую очередь это, конечно, отказ от идеи повышения НДС с 12 до 16%. Прежнее правительство рассматривало это как способ повышения доходов бюджета, который в своей расходной части существенно вырос за последние пару лет и нуждался в пополнении. Правда, это решение было предсказуемым. Потому что еще 7 февраля президент Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства заявил, что «повышение НДС это не панацея».

Но все-таки еще недавно оно же вполне серьезно рассматривалось в качестве одного из методов решения проблемы дефицита бюджета. Теперь же именно новое правительство смогло продемонстрировать свою решительность в весьма важном экономическом вопросе.

Если это тактический ход, то он выглядит весьма тонким. Потому что у правительства много других важных задач. Например, в феврале пришли новые платежки за коммунальные услуги и они существенно подорожали.

У правительства, по сути, нет другого выбора, так как вопрос состояния коммунальной инфраструктуры остается очень актуальным. Понятно, что для населения это не самый приятный сюрприз. Но он стал бы еще более неприятным, если бы одновременно повысили НДС и в итоге неизбежный очень существенный рост инфляции серьезно бы ударил по имиджу власти. Тем более, что это сразу бы сказалось на ценах по всей цепочке производства и торговли.

Кроме того, НДС пришлось бы возвращать экспортерам в большем объеме. При этом среди них преобладают экспортеры нефти и другого сырья. При таких масштабах экспорта 4% повышение НДС приведет к заметному увеличению обязательств для бюджета. На том же совещании 7 февраля президент Токаев отметил, что выполнение планов бюджета по сбору налогов в 2023 году было выполнено за счет доходов 2024 года. При этом было приостановлен возврат НДС на 600 млрд. тенге.

Поэтому интересно, что президент говорил о реформировании самого налога НДС. Потому что, как и  необходимость его возврата экспортерам, так и роль в инфляции, явно не очень устраивает государство. Посмотрим, что в итоге получится в ходе работы над новым Налоговым кодексом.

12 февраля премьер Бектенов заявил о необходимости изменить систему государственных закупок в государственном секторе с целью упростить процедуры и ускорить их прохождение. Здесь, конечно, тонкая ситуация. Потому что скорость прохождения и сложность процедуры во многом зависит от тех опасений, которые есть у бюрократии относительно своей судьбы в случае неправильных действий. Потом, что значит сильно упростить. Если, например, уберут требование не осуществлять государственные закупки из одного источника, то тогда все пойдет гораздо быстрее. Но сразу возникнут другие риски.

Но все же самым интересным из последних решений правительства была публикация 8 февраля проекта постановления о введении ограничений на госзакупки иностранных товаров и услуг, включая комбайны, трактора, тягачи, легковые машины, автобусы, грузовые автомобили. Обсуждение продлится до 22 февраля и если будет принято, то будет действовать 2 года.

Это показательно, потому что в рамках ЕАЭС напротив делают акцент на свободном доступе к государственным закупкам. В частности, 31 января министр Евразийской экономической комиссии Бахыт Султанов заявил, что «государственные закупки должны стимулировать взаимное проникновение товаров». Кроме того, он сказал, что «любая страна должна признавать потенциальных поставщиков из других стран союза, как своих… Пока мы видим, что протекционистская политика превалирует».

Собственно, в наших условиях разумный протекционизм вполне логичен. Если открыть полный доступ к государственным закупкам, тогда местные компании проиграют своим конкурентам, в первую очередь из России и Беларуси. Примерно также, как проигрывают сегодня внутренний рынок. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно зайти в казахстанские магазины.

Собственно, никто особенно не хочет открывать свои рынки, в том числе госзакупок, в том числе Россия и Беларусь. Потому что местный бизнес это в первую очередь не только налоги, но и рабочие места.  

Так что правительство Бектенова явно провело работу не над ошибками, конечно, а над содержанием основных экономических процессов, и все-таки старается делать акцент на казахстанских интересах. Но это и понятно, потому что только так можно хотя бы попытаться достичь беспрецедентных планов развития экономики до 2029 года     

Султан Акимбеков

Recent Posts

Голландские компании планируют инвестировать 15 млн евро в Кызылординскую область

Голландские компании планируют инвестировать 15 млн евро в проекты в области здравоохранения и экологии в Кызылординской области, сообщает агентство Kazinform.…

12 часов ago

Рынок нефти: ОПЕК отказался от публикаций прогноза спроса на свою нефть

ОПЕК прекратит публиковать расчет мирового спроса на собственную нефть в своем ежемесячном отчете по нефти.…

12 часов ago

Назначен аким нового города Алатау

Президент назначил Аркена Утенована акимом нового города Алатау, сообщает акимат Алматинской области. Ранее он занимал…

12 часов ago

Дожди, грозы и жара: прогноз погоды на три дня

Как сообщили в РГП "Казгидромет", 11, 12 и 13 мая на Казахстан обрушатся сильные дожди.…

12 часов ago

В аэропортах Шымкента и Кызылорды завершается строительство новых пассажирских терминалов

Министр транспорта Марат Карабаев в ходе рабочей поездки в регионы страны ознакомился с ходом реализации…

13 часов ago

Мы видим, как акимы работают: какие поручения дал Бектенов правительству

Премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов поставил перед правительством жесткие задачи по подготовке к следующему отопительному сезону.…

13 часов ago