Президент 1 сентября в Послании народу заявил о том, что государство примет системные меры по привлечению денег в экономику, в том числе и за счет справедливого перераспределения сверхприбылей банков в интересах государства. Скептики поморщились — популизм, энтузиасты поддержали — давно пора. А как вообще это будет?
Есть цели — есть препятствия
Несколько тезисов, озвученных Касым-Жомартом Токаевым:
«Основной проблемой, ограничивающей рост экономики, является нехватка инвестиций. В прошлом году вложения в основной капитал составили всего 15% от ВВП. Во многом это следствие того, что отечественные банки мало участвуют в развитии экономики».
Президент также заявил, что государство превратилось в единственного кредитора экономики, в то время как банки увлеклись потребительскими займами.
«Экономике нужны деньги. Чистая прибыль банков за прошлый год составила почти 1,5 тлрн тенге, за первую половину текущего года – более 1 трлн тенге. Такая сверхдоходность – не результат эффективной работы банков, а в основном следствие высокой базовой ставки, которую Национальный банк использует для борьбы с инфляцией. Правительству и парламенту следует рассмотреть возможность более справедливого перераспределения этой прибыли с учетом интересов государства».
«Требуется принять меры по вовлечению в экономический оборот «замороженных активов» банков на общую сумму 2,3 триллиона тенге. В этой связи поручаю создать прозрачную цифровую платформу, посредством которой заинтересованный бизнес получит возможность приобрести эти активы и вернуть их в экономику».
«В стране действует 21 банк. При этом корпоративным кредитованием, то есть финансированием экономических проектов, занимаются лишь несколько крупных банков. Поэтому для повышения конкуренции в данной сфере следует привлечь в страну три надежных зарубежных банка».
«В целом, принципиальная задача – обеспечить ежегодный рост кредитования реального сектора на уровне 20% и выше».
Глава Агентства по финнадзору Мадина Абылкасымова, почти сразу прокомментировала слова президента:
Даже если придет новый банк, он будет ориентироваться на базовую станку в стране, на стоимость денег в экономике. Ожидать, что придет иностранный банк и будет предлагать ресурсы по другим ставкам – это так не работает.
Мотивация правильных желаний
Возникает несколько вопросов, естественно. И первый — а как это работает и какие у государства есть инструменты развернуть банки от потребкредитов в сторону крупных инвестпроектов, которые в 70% случаев схлопываются после перерезания ленточки? Финансовый эксперт Расул Рысмамбетов говорит, что для трезвой оценки перспектив исполнения слов президента неплохо было бы взглянуть на те обоснования, которые легли в основу нового послания.
— Все, что сказал Токаев, сделать нужно, но как? Инструменты какие?
— Я вижу три принципа, которыми эта работа должна сопровождаться.
Во-первых, ненасильственность. То есть никого не надо заставлять это делать. Во-вторых, совместность — пусть это будут синдицированные займы экономике несколькими банками или кредитование государства через какой-нибудь фонд типа «Даму», но под немонетарные гарантии, чтобы просто так не раздавать деньги. В-третьих — долгосрочность. Должен быть хороший горизонт — 5 лет минимум.
— Банки сверхприбылят, не напрягаясь, что заставит их конкретно работать на экономику?
— Я так понимаю, есть уже решение о возможном введении налога на сверхприбыль банков. Второе — повысят налог на операции с государственными ценными бумагами. Выход? Выход.
— Что за замороженные деньги у банков и как их разморозить?
— Речь идет о проблемных активах. Президент предлагает создать электронную площадку, через которую будут продавать проблемные активы банков. Я знаю, что работа над этим уже идет, есть законопроект, который вот-вот внедрят. Поэтому, я так понимаю, президент просто анонсирует, что любой человек или бизнес смогут купить не только недвижимость, но и производственные предприятия. У проблемных активов на самом деле очень много классов — от неликвидных потребительских займов до крупных интересных корпоративных кредитов.
— В таком составе правительства реализовать слова президента в дело получится? За сколько лет?
— Сложный вопрос. Сейчас идут кадровые перестановки, так что вероятность такая есть. Главное контроль — ежеквартальный желательно и ежегодичный обязательно.
С распростертыми объятиями
— Президент сказал о неких трех зарубежных банках, которые придут в Казахстан и будут работать на экономику. У вас есть предположения, что это могут быть за банки?
— В первую очередь, вероятно, речь идет о продаже BerekeBank катарским инвесторам. Вообще, у нас есть 2-3 банка на продажу. Но я бы для чистоты эксперимента предложил открывать с нуля. Потому что часто бывает — когда один банк выкупает другой, он оставляет там скелеты, а нужно полностью все расчищать и смотреть, что происходит. Мы такой прецедент уже видели. Когда Казком купил БТА, а Халык потом купил Казком, спрятались все проблемы БТА. А так делать нельзя.
Какие банки могут гипотетически прийти в Казахстан? Думаю, один арабский, один европейский и один или несанкционный российский или китайский.
— Что изменится? Три неместных банка создадут конкуренцию нашим или государство подпишет их под участие в инвестпроектах за какие-то плюшки? Ведь Мадина Абылкасымова почти сразу после послания сказала, что так не работает.
— Тут Мадина Ерасыловна права. Банки — это все-таки финансовые посредники. Они берут деньги с рынка и вряд ли смогут кредитовать супердешево.
Вообще, наш рынок кредитования спасут, скорее, иностранные инвестфонды, а не банки. Ну или неместные банки, если это будет дорога с двусторонним движением — открытие возможностей для работы наших банков за рубежом
Сложно сказать вообще, каким будет развитие событий. Если три неместных банка будут выкупать казахстанские банки, это прежде всего, политика — потихоньку расчищаем поле от старых акционеров. Я сказал уже о 2-3 банках, которые хотят уйти с рынка, поэтому, думаю, они с удовольствием продадутся.
Что касается дешевого финансирования — вряд ли. Ну либо они смогут это сделать, как и наши банки, если государство даст какие-то гарантии и будет страховать их риски. Размер неместных банков также имеет значение, так как хотелось бы финансирования ими крупных проектов по принципам синдикации. Главное — их нужно заводить из Европы, где у банков есть богатый опыт синдикации.
Если в целом, то как это все изменит — большой вопрос. Для этого надо сначала увидеть бэк — обоснование предложений, которые попали на стол президенту и которые он в итоге озвучил.
— Ваши ожидания от нового председателя Нацбанка Тимура Сулейменова? И сильно ли вообще в нынешних реалиях от личности главы Нацбанка зависит денежно-кредитная политика?
— Круг вопросов, которые будет реализовывать председатель Нацбанка, зависит от программы, объявленной президентом. А вот скорость и эффективность их исполнения — конечно, от личности председателя Нацбанка. Так что будем ждать от Тимура Сулейменова очень энергичных действий.