Министерство здравоохранения придумало оригинальный способ борьбы с приписками – регистрировать приемы пациентов через биометрическую идентификацию. На такой режим работы перейдут все медучреждения с 1 января 2025 года, но даже точечные пилоты показывают – проблемы будут, пишет «Жаңғырған Отан».
Презентация всеобщей медицинской биоидентификации прошла в сентябре, когда у минздрава появились результаты первых испытаний проверки пациентов через цифровые документы и Face ID в Республиканском центре первичной медико-санитарной помощи Астаны. Там в новом формате проверили 16,2 тыс. приемов, из которых 7,5 тыс. (46%) идентифицировали через Face ID, 7,7 тыс. приемов (48%) через цифровые документы. Оставшиеся 6% пациентов посетили врачей без идентификации.
Пилот продолжается – до 1 января 2025 года все медорганизации Астаны продолжат эксперимент, а с 1 января к ним присоединятся субъекты здравоохранения по всей стране. Система будет работать по аналогии с банками, где финансовые услуги оказываются после съемки лица посетителя на камеру и сверки полученного изображения с банком государственных данных. Либо, если идентификация проходит через цифровые документы, пациент сообщает врачу сгенерированный код цифрового документа или идентифицируется через QR, и прием регистрируется в медицинской информационной системе.
В применении цифровых технологий минздрав видит спасение от приписок медуслуг и проблемы идентификации пациентов. И в презентации ведомство указывает, что за 2023 год уже доказаны 46 тыс. приписок на 818 млн тенге реально неоказанных услуг.
На днях в Нацпалате предпринимателей «Атамекен» прошло обсуждение грядущих изменений. Подняли, естественно, вопрос о том, что медучреждениям, ведущим приемы пациентов, потребуется закупка веб-камер для работы с Face ID. Учитывая, что и без этих дополнительных затрат в стране недофинсируется оказание медуслуг в рамках ОСМС и ГОБМП, вопрос с закупкой камер для каждого врачебного кабинета каждого медучреждения (их в Казахстане в 2023 году было 872) поставит медицинский бизнес в финансовый тупик.
Прежде чем внедрять биометрическую идентификацию пациентов в медучреждениях повсеместно, необходимо оценить ее эффективность на основе результатов пилотного проекта. В условиях недофинансирования медицинские организации уже несут дополнительные финансовые расходы, связанные, например, с задержкой оплаты со стороны Фонда за фактически оказанные услуги, низкие тарифы, с введением обязательной маркировки лекарственных средств с 1 июля,
такой была реакция на презентацию минздрава директора департамента медицинских услуг НПП «Атамекен» Назгуль Кабдрахмановой.
Отказываться от идеи «откатать» все пациентские лица в минздраве, конечно же, не стали – наверное, подумали, что до 1 января еще 2,5 месяца, и бизнесу никуда не деться от исполнения министерского распоряжения.
Между тем, общественники уже сейчас прогнозируют возникновение проблем с идентификацией граждан на приемах.
— Сейчас медицинский прием оформляется в электронном формате, и довольно часто база висит, в результате чего врач в отведенные ему на прием 15-30 минут больше времени тратит на заполнение документации, чем на осмотр пациента, — говорит руководитель общественного объединения инвалидов «Подранки-Шарасыздар» Галия Тобатаева.
По ее словам, очень многие категории граждан столкнуться с проблемами.
Незрячие пациенты никогда не пройдут биометрию лица – у них нет радужки глаз, и в практике нашего общественного объединения уже были такие прецеденты в других учреждениях. Не будем забывать, что основной контингент поликлиник – пенсионеры и дети, молодежь страховой медициной пользуется очень редко, предпочитая без очередей все услуги получить быстро и платно. А у пожилых людей с биометрией будут явно проблемы. У кого-то до сих пор кнопочный телефон, и он не умеет пользоваться смартфоном. У кого-то элементарно нет средств на мобильный интернет. Кто-то просто не умеет пользоваться цифровыми платформами и продолжает записываться на прием к врачу через звонок в регистратуру. По биометрии детей тоже сейчас есть споры, —
отметила глава общественного объединения.