Стремительное восхождение к славе почти несуществующей подростковой группировки из России показало, насколько экзальтированное общество и чиновники в России сейчас. Впрочем, возможно, этот диагноз относится и к нам.
Известный аналитик Эльдар Шамсутдинов поставил остроумный и ироничный диагноз развитию ситуации с «ЧВК Рёдан» в России. Группировка сумела поставить на уши едва ли не все СМИ в русскоязычном пространстве практически на ровном месте. Как это могло произойти? Вот что пишет эксперт в своем телеграм-канале:
Как рождаются мифы пор угрозы
«Что произошло?
- Гопники увидели в торговом центре анимешников в странной одежде, «пошли пояснять им за шмот и бить морду». Анимешники оказались сильнее и побили гопников.
- Это оказалось настолько смешно, что в интернете анимешников прозвали «ЧВК Рёдан» (отсылка к старому аниме «Хантер Хантер»).
- Другие гопники обиделись, пошли искать это ЧВК и начали нападать на случайных анимешников. Те давали сдачи. Полиция пошла пресекать драки и задерживать людей.
- Пресса начала писать, что «задержаны лидеры агрессивной группировки ЧВК Рёдан», а в действительности задерживали гопников.
- Российские депутаты начали заявлять о необходимости запрета японских комиксов. Назвали «субкультуру Рёдан» деструктивной и посвященной наркотикам и суициду.
- В реальности никакой субкультуры нет и не было. Но после всех этих публикаций и заявлений толпы школьников ради шутки начали называть себя членами этой ЧВК. Потому что дети умеют развлекаться.
- Таким образом, медиа и депутаты придумали ужасную группировку и описали ее, а дети по этому описанию ради шутки начали действовать. Потому что поклонники аниме госдеятелям показались опаснее, чем нормальная здоровая субкультура гопников.
Симптомы и диагнозы российского (и нашего?) общества
Мое мнение, что мы имеем дело с рукотворной инфодемией, которая запустила процесс гиперсемиотизации. Инфодемия означает массовое распространение избыточного объема информации о событии. Но в отличие от обычной инфодемии, как в случае с ковидной эпидемией, когда массово распространялись конспирологические теории, история с «Рёдан» создана и запущена российскими госорганами и официальными СМИ, по аналогии с историей про «Синего кита», что в итоге не только создало прецедент, но и в разы увеличило скорость его распространения.
Возможно, в России произошел новый виток гиперсемиотизации. Гиперсемиотизация — состояние, когда люди начинают видеть несуществующие знаки. Разновидность коллективной социальной апофении. Яркие примеры — это истории с отравленными конфетами, иголками в кинотеатрах или лицом на Марсе. Наилучшее описание заболевания я встретил в книге «Опасные советские вещи. Городские легенды и страхи в СССР». Как будет — сделаю вырезки.
Проблема гиперсемиотизации не ограничивается массовым искажением восприятия реальности, люди, не видящие знаки, вынуждены примыкать к тем, кто их уже углядел, иначе они будут выпадать из социума, из своих социальных групп.
У страха глаза велики
Цикл с ЧВК запустил человек с потенциальной апофенией, это психологическое отклонение, когда больной видит структуру или взаимосвязи в случайных или бессмысленных данных, происходит искажение реальности, и больной видит несуществующие угрозы. В данном случае в группе анимешников разглядели деструктивные силы.
С точки зрения когнитивной психологии и бихевиоризма обмен слухами, сплетнями и народными советами — это естественный процесс в обществе. Циркуляция информации позволяет укрепить социальные связи между рассказчиком и своей группой. Работники, собравшиеся в курилке, не просто занимаются сплетнями, а укрепляют социальные связи внутри рабочего коллектива.
Реакция власти — следствие ухудшения качества управления
Сама гиперреакция госорганов объяснима, это типичное решение микрозадачи, к сожалению, это характерное ухудшение качества управленцев в госслужбе. Люди, уполномоченные заниматься стратегическими задачами и институциональными проблемами, сосредотачивают свои усилия на микрозадачах, так как бороться с детским баловством проще, чем решать проблемы бытового насилия или подросткового суицида».