Чужой среди своих: за что алматинцы не любят Досаева?

Отличившийся громкими скандалами на каждом государственном посту чиновник и в кресле акима Алматы не стал изменять традиции.

На госслужбе Ерболат Досаев оказался прямиком из бизнеса, который вел очень даже успешно, учитывая попадание в ТОП-50 списка Forbes в 2014 году с состоянием свыше 100 млн долларов. И предпринимательскую чуйку в карьере чиновника использовал весьма успешно — нигде не утонул и везде оставил след.

Каким ты был, таким и остался

Первую порцию адреналина страна получила, когда в середине нулевых выпускник Алматинского энергетического института получил пост министра здравоохранения.

В чем дело? Все государство делает. Я тебя послал туда как менеджера, который может управлять этими потоками денег и поставить управление медициной на нормальный уровень. Результатов пока очень мало,

критиковал слабую работу министра Досаева первый президент.

У нас в стране состав преступления находят, когда украдут одну овцу, мешок картошки или муки, или кирпич своруют со стройки. А когда кто-то ворочает миллионами, и они непонятно куда исчезают, там у нас состава преступления нет,

возмущался по поводу нецелевого использования 250 млн бюджетных тенге на закуп непригодных вакцин депутат мажилиса Серик Абдрахманов.

А потом в Южном Казахстане 149 детей из-за халатности медиков заразились ВИЧ, и минздравство Ерболата Аскарбековича закончилось.

Шесть лет чиновника Досаева не было на горизонте, и в сентябре 2012 он «воскрес» министром экономики и развития торговли. За четыре года, что он пробыл на этом посту, ведомство реорганизовывалось трижды, но это не помогло маэстро скандалов остаться незамеченным.

Хотя, кажется, он и не хотел. Потому что именно ему, матерому бизнесмену, принадлежала идея ввести дополнительные налоги для физических и юридических лиц, а также знаменитый налог на роскошь. Реализовать эту идею Досаев не успел, так как имел неосторожность «проспать» девальвацию 2014 года, и все внимание общественности переключилось туда.

У нас сегодня утром было заседание правительства, а по выходу с него, когда закончились торги, мы получили соответствующее сообщение через интернет, в котором было оговорено, почем и какой курс сложился по итогам торгов,

прокомментировал тогда Досаев обвал национальной валюты.

Весной 2016 Ерболата Аскарбековича вынудили подать в отставку земельные митинги, прокатившиеся по всей стране после принятия скандальных поправок в Земельный кодекс. Правда, перед тем как ретироваться с госслужбы, он получил выговор о неполном служебном соответствии от первого президента.

Казалось бы, лимит доверия к чиновнику Досаеву был исчерпан. Но нет. Через год с небольшим он вдруг получил пост вице-премьера, а затем и председателя Нацбанка. Перевез главный офис монетарного регулятора в Астану, провел AQR банков, пережил карантин, двинул проект цифрового тенге и после январских событий 2022 года получил кресло акима Алматы.

Беременность протекает нормально

Несмотря на то, что Досаев коренной алматинец и хорошо знает город, 31 января, прямо в день подписания президентом Касым-Жомартом Токаевым указа о его назначении алматинским градоначальником, появилась петиция с требованием провести в городе выборы акима. Но чуда не произошло, восстанавливать город после разграбления пришлось Ерболату Аскарбековичу.

И началось. Разразился скандал с незаконным отчуждением земель в природоохранном парке «Медеу», горят рынки, общественный транспорт почти каждый день фигурирует в сводках ДТП, а построенную систему скоростного автобусного транспорта (БРТ) Досаев и вовсе решил переделать заново. Ну и кроме того, что сложное алматинское хозяйство дается градоначальнику очень нелегко, Ерболат Досаев за годы на госслужбе так и не научился говорить с людьми.

Достаточно вспомнить его отчетные встречи с жителями. В августе, побывав в Ауэзовском районе, он буквально накричал на кого-то из присутствующих: «Не надо с мест выкрикивать мне. И еще один вопрос, быстрее только». А в ноябре на вопрос жительницы Жетысуского района о дате исполнении февральского обещания переселить людей из ветхого жилья Досаев назвал свое руководство городом «нормально протекающей беременностью» и заявил, что больше не станет никому ничего обещать.

Экоактивист, руководитель общественного объединения «Защитим Алматы» Салтанат Ташимова отмечает, что к усугублению городских проблем руку приложили все акимы Алматы, и Досаев не исключение.

Салтанат Ташимова, фото с личной страницы в Facebook.

— По микрорайону «Нурлытау», насколько мы знаем, он подписал документы о переводе из рекреационной зоны под ИЖС, но все разрешительные документы были подписаны его предшественниками в разный период времени. Мы понимаем, было бы у Досаева желание проанализировать текущую ситуацию при разработке Генерального плана и проведении экспертиз, стало бы очевидным, что решения принимались незаконные.

Досаеву достаточно было взять паузу на пару месяцев, объявить мораторий на строительство и провести проверку состояния города, начиная от строительства и заканчивая другими процессами

Уже проходили нечто подобное, гораздо дороже потом и строителям, и самим властям будут обходиться судебные разбирательства с последующим сносом. Убытки несут ведь и застройщики, которые затем попадают под снос.

Только слова без действий

Ерболат Досаев сказал, что акимат хочет развивать город по принципу полицентричности с учетом разрастания города. Думаете, это реально?

Это великолепная идея, но ее исполнение требует серьезных усилий. В первую очередь мотивацию бизнеса переезжать в новые районы. Как аким это сделает, лично мне непонятно и выглядит пока что как объявление мира во всем мире. Классно, но ни о чем.

Чтобы жители Жетысуского и Наурызбайского районов жили и работали в своих районах, им нужны и офисы не хуже, чем в Медеуском или в Алмалинском районах. Должна быть инфраструктура, удобная для предпринимателей, обслуживающий бизнес тоже должен туда прийти.

А сейчас какие мотивы туда идти, кроме каких-нибудь патриотических или добровольно-принудительных?

Представим, что бизнес пришел в новые районы, а своих старых сотрудников из центра города он куда денет? Уволит, чтобы набрать новых, живущих ближе к работе? Я лично пока не представляю себе механику реализации идеи полицентризма Алматы.

И потом желание людей иметь в шаговой доступности парки отдыха с зелеными насаждениями и комфортный общественный транспорт для передвижения тоже справедливо. Тогда акиму так и надо объявить: «Уважаемые жители города, 15 лет нужно будет потерпеть, пока город не станет полицентричным полностью».

— Ну и мы замечаем, что старые районы города, которые раньше были элитными, задыхаются в пробках и отсутствии подходящей инфраструктуры. Всех в Шанырак не переселить ведь?

Ну да, кейс «Самала-2» яркий тому пример. И на него постоянно идет давление точечной застройки и нехватки социальной инфраструктуры. Что получаем? Социальное напряжение и все.

На идею Досаева отдавать под школы первые этажи новостроек — это вообще нонсенс и полнейшая дискриминация детей со всеми вытекающими последствиями

Еще в начале февраля мы передали заместителю акима Мухиту Азирбаеву комплексный план развития города, который создали активисты. Часть наших инициатив была принята. Например, многоуровневые парковки, автобусные полосы по всему городу, места сбора при землетрясении и другое. Но в этом направлении не делается ничего.

Я считаю, что акимату надо уже перестать пытаться усидеть на двух стульях и определиться, для кого наш город — для автомобилистов или для пешеходов. Исходя из этого выбора и строиться. Потому что угодить и тем и другим не получится.

Игра в одни ворота

Эксперт в области транспорта Елена Ерзакович также не видит какого-то прогресса в решении экологических и транспортных проблем города с приходом на пост акима Ерболата Досаева.

Елена Ерзакович, фото Voxpopuli.kz

— Сейчас пока затыкаются старые дыры и прорехи. А хотелось бы от акима четкого разъяснения, когда случится прогресс. Мои ожидания, возможно, сильно завышены, поскольку мы привыкли к непредсказуемой смене власти в городе, но горизонт планирования у каждого акима должен быть. Алматы и так потерял с Бакытжаном Сагинтаевым два года на решение имевшихся проблем, а теперь к ним добавились новые. И просто покупкой автобусов проблемы с общественным транспортом не решить. Их нужно выносить на публичное обсуждение и разобраться с кадрами, которые будут эти проблемы решать.

— Досаев у руля девять месяцев. Сколько раз общественность встречалась с ним для обсуждения планов развития города? Что-то было выполнено из того, что он обещал?

— При Сагинтаеве был создан транспортный совет Алматы, но он собирался всего один раз и особого влияния на систему принятия решений не имел.

При Досаеве, несмотря на то, что он знал о наличии такого экспертного органа, совет не собирался ни разу

Обсуждения шли только в рамках подготовки стратегии развития города в целом. Несколько раз были верхнеуровневые обсуждения, какие все-таки проекты в городе начали решаться. Они были включены отчасти в программу развития, но мы уже второй месяц ждем детальный план реализации, который покажет амбиции акимата по планированию и обеспеченности ресурсами.

В Алматы постоянные скандалы с участием общественного транспорта. В том числе и серьезные ДТП. Но вместо этого Досаев хочет перестроить уже работающий БРТ. Что вы об этом думаете?

— Бардак имеет свойство накапливаться. А два года фактического бездействия Сагинтаева усугубили ситуацию. В период карантина многие города мира использовали спад в перевозках для подготовки задела на будущее и переосмысления подходов к транспортному обеспечению. Но не Алматы.

В нашем городе всегда много разговоров и планов, которые всегда остаются на бумаге. В 2022 году начали работу над развитием велоинфраструктуры, но так медленно и мало, что кое-какие новшества горожане заметили уже в конце лета, когда велосезон шел к завершению. Про безопасность над велодорожках отдельный разговор. Смысл в них — развести автомобильные и велопотоки, но болларды убрали, и полноценных велодорожек нет.

ДТП с участием общественного транспорта проблема не новая и не появилась с приходом Досаева в акимат. Отсутствие профильного министерства и отстраненная позиция ассоциации перевозчиков довели ситуацию до того, что перед МВД, которое бы реально могло решить многие проблемы, просто некому ставить вопросы. Автобусы нужно кому-то водить, а кадров нет. Я считаю недопустимым точечно и экстренно принимать меры исключительно на фоне человеческих жертв, а потом забывать о проблеме до следующей трагедии.

В таком городе как Алматы общественный транспорт вещь базовая, способная хоть как-то снизить нагрузку на воздушный бассейн

Все эти разговоры о том, кто больше, а кто меньше загрязняет атмосферу, от лукавого, пока нет конкретных действий по развитию общественного транспорта. И вроде необходимые меры известны, а действий нет. Как пересадить людей на общественный транспорт, когда он такой ненадежный, аварийный и все больше пугает, чем притягивает?

И вот здесь нужна концентрация внимания акима на транспортном вопросе, а ее нет. Миллиардные вливания в асфальт — это полумера. Нужен комплексный подход в развитии транспортной сети. Но каждый новый аким начинает что-то с нуля, не доводит до логического конца, а следующий повторяет эту историю.

Если уж так вышло, что транспорт затерялся где-то на чердаке профильного Министерства индустрии и инновационного развития, то в самом акимате можно сконцентрироваться на нем и претворить в жизнь многие хорошие идеи общественности, которые подавались и не раз.

Александра Алёхова

Recent Posts

Питание студентов: фастфуд наступает?

ОЮЛ «Национальная Ассоциация «Денсаулык» и Алматы Менеджмент Университет (AlmaU) представили результаты исследования об отношении к…

6 часов ago

Курс тенге: доллар растет третий день подряд

По данным Казахстанской фондовой биржи, по итогам дневной сессии средневзвешенный курс доллара составил 441,41 тенге.…

12 часов ago

ЕС разрабатывает санкции в отношении любого банка, работающего с Россией

 Франция и Нидерланды добиваются санкций Европейского Союза в отношении любого финансового учреждения в мире, которое…

12 часов ago

Академическую свободу медвузов берут под контроль

Министерство здравоохранения РК усилит государственный контроль в сфере образования и научной деятельности, касающиеся. Вопросы качества…

13 часов ago

Паводки заставили: в проект Водного кодекса вносят новые изменения

По поручению Главы государства вносятся изменения в проект нового Водного кодекса, сообщает пресс-служба министерства водных…

13 часов ago

Данные по количеству скота и птицы в селах искажаются на уровне акиматов

Промежуточные итоги работы по актуализации данных в электронной системе похозяйственного учета заслушали на совещании под…

14 часов ago