Categories: Политика

2ГИСом владеют спецслужбы?

— Каждая цивилизация в своем развитии неминуемо проходит три четко различные стадии: Борьба за выживание, Любопытство и Утонченность, известные иначе как стадии Как, Почему и Где. Например, первая из них характеризуется вопросом «Как бы нам поесть?», вторая — «Зачем мы едим?» и третья «Где бы нам лучше поужинать?»

Дуглас Адамс, «Автостопом по галактике»

Карты в руки

Были времена, когда веселые туристы с консервированными завтраками в рюкзаках перемещались по пространствам доступной нам вселенной, используя исключительно бумажные носители в виде топографической карты. Заприметив там какое-нибудь привлекательное место, в котором можно комфортно справить свои туристические потребности, туристы приставали к прохожим и, тыкая пальцами в бумажный носитель, переключали тех в режим навигатора, умоляя проложить им в то самое место путь.

Прохожие, если они были в настроении, немедленно направляли свои взоры куда-то вдаль и принимались рисовать руками в воздухе направо и налево магические пассы, видимо, вызывая духа самого Меркурия – покровителя путешественников, который и должен был привести туриста в то самое искомое место.

Иногда благодарные туристы с помощью магических фразы «А вы там были? Ну и как там?» еще и переключали прохожих в режим гида, иногда плавно перетекавшего в состояние книги отзывов и предложений.

Все это было до тех пор, пока разленившееся человечество не придумало картографические приложения для смартфонов. Достаточно нажать на лоснящийся экран отпечатком пальца, и вот уже перед тобой разворачивается уже в нужном месте карта с указанием всех доступных рядом полезностей и предложением проложить к ним путь.

Некоторые приложения, помимо всего такого прочего, предлагают тут же почитать отзывы тех, кто уже имел удовольствие или, наоборот, несчастье в этих местах побывать. Ознакомившись с ними, зачастую мы, собственно, и принимаем решение посещать или не посещать эти места.

И вот тут возникает вопрос, а насколько объективны эти отзывы? Кто их вообще оставляет? И зачем?

Иногда возникает ощущение, что эти отзывы пишут не люди, а такие же приложения, как и сама электронная карта. Зачастую это одинаковые стандартные фразы, вроде «все понравилось, очень рекомендую» или, наоборот «не понравилось, больше не приду». Причем иногда они, что называется, «кучкуются». Положительные или отрицательные отзывы держатся друг от друга подальше и жмутся к себе подобным. Следует серия положительных отзывов, а за ними череда отрицательных. А если взглянуть на даты публикаций, возникает ощущение, что граждане, оставившие эти отзывы, перемещались по означенным местам стаями.

Все это наводит на мысли о манипулятивном характере такого инструмента, как отзывы. В самом деле, допустим, у вас магазин садовых шлангов, а через дорогу другой магазин, который тоже продает садовые шланги. Причем, судя по вашей выручке, покупатели предпочитают затариваться шлангами именно у вашего конкурента. Что же делать? Продавать шланги дешевле? Заплатить за рекламу?

А зачем, если есть такой чудесный инструмент, как отзывы? Накидать туда конкуренту негатива — и дело в шляпе! Нанять «школоту» за чипсы и чупа-чупсы, которые и обрушат конкуренту звезды односложными негативными фразами. Добавить чисто от себя пару историй в духе «одна девочка купила у этого продавца шланг и стала проституткой!» и можно спокойно дожидаться, когда толпа покупателей хлынет за шлангами от конкурента к вам.

Дублем по бизнесу

Использование отзывов в картографическом приложении в качестве инструмента недобросовестной конкуренции выглядит весьма заманчивым и, конечно же, прибыльным.

Возьмем, к примеру, хорошо известное приложение «2ГИС» (или, как его раньше называли, ДубльГИС). Карта там кишит указателями на объекты бизнеса. При клике перед вами раскрывается не только информация о расположении, но и подробные сведения о компании и те самые отзывы.

А теперь представьте, у вас бизнес, вы открыли точку, и через некоторое время она появляется на картах «2ГИС». А еще спустя какой-то срок вы с удивлением обнаруживаете в разделе «Отзывы» сколько горя и несчастий вы, оказывается, причинили людям.

Конечно, как добросовестный бизнесмен, вы наверное попытаетесь ответить на жалобы, принесете непонятно за что извинения и даже попытаетесь связаться с разочарованным клиентом. И тут, вполне вероятно, обнаружите, что никакого жалобщика и нет вовсе. В смысле, что этот человек существует только виртуально — бот, проще говоря.

И как же сделать так, чтобы этих ботов не было? А это уже зависит от модерации публикуемых отзывов. Если бы их не модерировали, «2ГИС» выглядел бы как забор у пивнушки. И если у тебя есть возможность удалять не только призывы к джихаду и признания в любви к Кайрату Нуртасу, но и негативные отзывы о любом заведении, грех не попытаться использовать это с выгодой для себя.

В общем, «2ГИС» – это не просто картографическое приложение и навигатор, это еще и весьма заманчивый способ формирования выгодной во всех отношениях картины взаимоотношений с бизнес-сообществом.

И разве на самом деле кого-то удивляет, что с некоторых пор владельцами «2ГИС» являются банкиры? А точнее «Сбербанк» — финансовая компания, которая в последние годы очень активно пытается не просто расширятся во вселенной денег и капиталов, но и проникать в «святая святых» — в персональные данные пользователей электронных приложений.

Как «персональные данные» превратить в «данные персонала»

Покупка «Сбербанком» картографического приложения «2ГИС» состоялась в 2020 году. Интересно, что основатель «2ГИС» Александр Сысоев до этого всячески отрицал слухи о сделке, заявляя, что сотрудничество с банкирами отграничивается «партнерской программой», а сам банк был нужен картографом лишь в части реализации «внутренней платежной системы».

И вот пришел момент сделки, «Сбербанк» получил 75% акций «2ГИС». Что-то не похоже это на равноправное «партнерство». Тем более начинают одолевать смутные сомнения, когда глядишь на уплаченные банкирами в рамках сделки суммы. Вклад «Сбербанка» оценили всего в 14,3 млрд рублей, что на тот момент было ниже рыночной стоимости «2ГИС» на 110 миллионов долларов (!)

Это больше похоже не на партнерство, а на откровенный абордаж с «Веселым Роджером» на мачте.

Интересен другой вопрос. А зачем «2ГИС» вообще понадобился «Сбербанку»?

Чтобы разобраться с этим, надо вспомнить и другие истории 2020 года, связанные со «Сбербанком». Тогда, в том пропитанном коронавирусом насквозь году «Сбербанк» проявлял удивительную активность в IT-сфере и не только. Им, например, разрабатывались цифровые платформы для электронного правительства. Мы это хорошо помним, потому что нашу страну, наше электронное правительство и, соответственно, наши персональные данные чуть было на сберовскую платформу не перевели (но внезапно выручили санкции).

Кроме того, «Сбербанк» активно занимался проблемой доступа к персональным данным своих клиентов. Тогда, в 2020 году в Сети обсуждалось появление в приложении «Сбербанка» сервиса, который собирал данные о местоположении россиян и их денежных тратах. То есть, по сути дела, «Сбербанк» буквально лез в кошелек к своим клиентам.

Сеть ответила туториалами о том, как отключить в приложении «Сбербанка» возможность слежения за клиентами. Что, надо полагать, очень сильно расстроило банкиров.

В какой-то момент пользователь «2ГИС» может обнаружить, что на экране ярко и красочно отображаются только те компании и организации, которые так или иначе находятся в теплых до угара отношениях со «Сбербанком». А сервисы их конкурентов, наоборот, если не исчезли совсем, то ушли далеко на задний план.

И конечно, на каждом углу, в который буквально заглядывают пользователи «2ГИС», их ждет навязчивая реклама услуг и сервисов как самого «Сбербанка», так и аффилированных с ним компаний. Само собой, с самыми положительными отзывами.

И ничего с этим не поделаешь, потому что каждый пользователь сам добровольно предоставляет доступ к своим данным, включая локацию и другие разрешения каждый раз, когда запускает «2ГИС».

А может и не только когда запускает…

Таким образом, персональные данные каждого пользователя картографического приложения фактически становятся достоянием банкиров. И они могут использовать их по своему усмотрению так, как будто речь идет о нанятых ими работниках.

Поле чудес

Безопасность персональных данных и защита их от использования и манипуляциями кем-то сторонним в конечном итоге зависит только от самой персоны.

Предоставляя разрешение какому-нибудь приложению, не тыкайте сразу в кнопку «согласен» при появлении условий соглашения. Потратьте пять минут, чтобы его прочитать — а вдруг там прописано ваше согласие на доступ к личной информации, отказ от прав и свобод, трансплантацию органов и прокладку через ваш дом скоростного шоссе.

Разве вас никогда не удивляло, зачем например калькулятору доступ к вашей камере и микрофону?

Банкирам (тем более иностранным) не интересно, насколько комфортно и приятно вы будете себя ощущать. Бизнес есть бизнес! Они любят не вас, а ваши миллионы! Если они у вас есть, конечно. Но для того-то и используются такие приложения, как «2ГИС», чтобы отслеживать, когда у вас появятся золотые монеты, а затем направить вас на какое-нибудь поле чудес, чтобы вы их там как следует закопали.

Большой брат следит за тобой через 2ГИС

Между тем, как сообщает ресурс «Роскомсвобода», пользователь 2ГИС может и не подозревать, что каждый его шаг будет задокументирован, а персональные данные могут быть переданы спецслужбам.

Онлайн-сервис Сбербанка, Avito, 2ГИС и другие менее популярные ресурсы появились в реестре организаторов распространения информации (ОРИ).

Сайты, вносимые в реестр ОРИ, обязаны хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки и(или) обработки голосовой информации, текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей интернета, а также информацию об этих пользователях в течение шести месяцев с момента таких действий. Эти данные в случае необходимости должны быть предоставлены органам правопорядка и госбезопасности.

Таким образом, и сайты крупных компаний, и небольшие сайты с небольшим количеством посетителей могут оказаться в реестре с соответствующими последствиями — они будут хранить как персональные данные посетителей, так и информацию об их активности на ресурсе. Это приводит к двум последствиям.

Во-первых, теперь увеличится потребность в системах хранения данных, так как любой ресурс, подходящий под определение ОРИ, независимо от посещаемости должен быть готов к включению в реестр и выполнению соответствующих предписаний.

Во-вторых, пользователям придется соблюдать осторожность. Даже неприметный сайт может оказаться в реестре ОРИ. Если его защита окажется недостаточной, то в случае кибератаки хакеры могут получить персональные данные о пользователе. Ресурсы корпораций имеют больше возможностей защитить данные, но они и под киберудары попадают чаще.

В случае запроса от ФСБ данную информацию ОРИ должны передать спецслужбам, а также предоставить ключи для дешифрования переписки.

Азамат Казыбаев

Recent Posts

Еще один мужчина избил женщину в лифте в Актау

Инцидент произошел вечером, 27 апреля, в 21:45, в доме №7 в 4 микрорайоне Актау, сообщает…

18 часов ago

Сухостой горел на 550 км.м. в Астане

В столичном районе Алматы вдоль трассы Астана-Караганда горела сухая трава на общей площади 550 кв.м.,…

19 часов ago

Дети играли на стройке в Актау

Играющих детей втором этаже строящегося здания в 16 микрорайоне Актау заметили очевидцы, сообщает Lada.kz. Мы…

20 часов ago

Землетрясение произошло в 320 км от Алматы

Сетью сейсмических станций ТОО «ННЦСН и И» МЧС РК 28 апреля в 04:58 по времени…

21 час ago

Паводки в Казахстане: более 37 тыс. человек вернулись в свои дома

На пристальном контроле остается Атырауская область, в связи с прибыванием воды на реке Жайык, продолжается…

22 часа ago

Александр Бублик вышел в третий круг «Мастерса» в Мадриде

Казахстанский теннисист Александр Бублик успешно стартовал на «тысячнике» в Мадриде, сообщает пресс-служба ФТК. Бублик встречался…

22 часа ago