Какие мегатренды должен учитывать казахстанский маркетолог, работая с зумерами?
Известный маркетолог Данияр Косназаров поделился своими профессиональными секретами, которые многое говорят об изменившейся демографии Казахстана.
Дословно:
«За 30 лет в Казахстане произошли большие сдвиги, которые напрямую влияют на социум, экономику и бизнес.
- Значительный спад «воровской культуры». Нельзя сказать, что ее место заняла «культура законопослушания», но зумеры сегодня не используют в качестве ориентира в жизни воровской кодекс.
- Снижение потребления алкоголя. В сравнении с 90-ми и началом 2000-х употребление алкоголя существенно сократилось с зумерами.
- Преобладание ЗОЖ. Все понимают, насколько важно правильно питаться, высыпаться, заниматься спортом, но не все это реально практикуют. Однако у зумеров есть стремление и желание двигаться в этом направлении.
- От госслужбы к предпринимательству. Работа в КМГ, «Самруке», министерствах сегодня мало привлекает зумеров. Им интересен бизнес, но не обязательно корпорации. Зумеры мечтают запускать свои проекты и монетизировать навыки.
- Снижение благосостояния казахстанцев. Зумеры хотят быть финансово грамотными, в том числе из-за того, что доходы родителей и их собственные растут медленно.
- Превращение в городскую нацию. Уже несколько поколений родились и сформировались в городах. Ритм жизни, стиль, привычки потребления и взаимоотношения между зумерами формируются под влиянием данного факта.
- Мы стали более однородны как социум. Казахов из года в год демографически становится все больше и больше. Роль казахского языка в школьном и вузовском образовании преобладающая. Зумеры больше говорят на казахском и привносят эту привычку еще больше в рабочую среду.
Все эти тренды формировались медленно, но уверенно. Их не потрогать руками, но они имеют колоссальное влияние на курс всей страны и экономики.
Маркетингу тоже необходимо учитывать большие сдвиги, не только фокусируясь на трендах в соцсетях, ИИ, метриках и инструментах. Особенно при формировании стратегии и целей на годы вперед.