Известный историк Радик Темиргалиев на основе материалов сборника документов сделал выводы о голоде 30-х годов, которые могут не понравится некоторым идеологически заряженным патриотам.
В своем телеграм-канале историк опубликовал ряд интересные выдержки из документов и прокомментировал их. Дословно:
Крайне признателен Жулдызай Искаковой за шестой и седьмой тома сборника документов «Ашаршылық. Голод. 1928-1934».
Пока что хватило времени только для того, чтобы бегло изучить шестой том, где в основном опубликованы документы, посвященные конфискации имущества крупных баев в 1928 г. Эта страница отечественной истории почти полностью остается в тени коллективизации и голода. Действительно, кажется, чего стоят страдания нескольких сотен семей на фоне бедствия, охватившего вскоре почти весь казахский народ. Но этот маленький эпизод позволяет более полно представить себе суть большевистской политики и процессы, происходившие в казахском обществе во второй половине 20-х годов XX века.
В ходе волны репрессий почти во всех регионах Казахстана были арестованы и сосланы более семисот баев-полуфеодалов, значительная часть конфискованного у них имущества была передана беднякам. Этим популистским шагом большевики стремились укрепить свой авторитет в глазах населения. Истинная цель была совсем не в том, чтобы облагодетельствовать неимущих.
Под репрессии попали также чингизиды, бывшие волостные управители, лица, имевшие награды от царской власти, даже если по установленным критериям они относились к «середнякам». Причем в том же году стартовала первая волна серьезных репрессий против алашской интеллигенции, ранее амнистированной Советской властью.
То есть
большевики стремились уничтожить прежнюю элиту казахского общества и заменить ее национальными кадрами, спешно взращенными в рамках политики коренизации
Это, собственно, и не скрывалось. В публичных заявлениях тот же Голощекин неоднократно заявлял, что в казахском обществе никаких изменений не произошло и что по-прежнему всем заправляет дореволюционная интеллигенция и байство, под влиянием которых находятся и «национал-коммунисты». Изменить этот порядок он планировал с помощью «Малого Октября», то есть специальной казахской революции.
Атака на баев стала проверкой сил и позиций Советской власти в Казахстане, и эта проверка прошла успешно. Выяснилось, что за 20-е годы большевики создали достаточно большой корпус верных и энергичных активистов-бельсенды из числа коренного населения. Их ряды пополнялись бывшими участниками тыловых работ во время Первой мировой войны, рабочими и учащимися советской системы образования. Одним словом, казахами, выпавшими из традиционной среды и попавшими под идеологическое воздействие большевиков. Таких было уже немало.
Бельсенды осуществили казахскую революцию в полном соответствии с заветом Ильича, «не в белых перчатках»
Опубликованные в сборнике документы хорошо показывают, как упивалось властью мелкое начальство. Не удовлетворяясь грабежом, они прилюдно унижали, избивали и пытали баев, насиловали жен и дочерей «классовых врагов». Республиканское руководство осуждало получившие огласку отдельные вопиющие случаи злоупотребления властью, но результатами было довольно. Народ должен был ясно увидеть, кто теперь власть, и он это увидел.
Впрочем, стоит отметить, что далеко не все казахи-большевики готовы были преступать родные традиции и обычаи. К примеру, в одной из сводок в октябре 1928 г. ход конфискации имущества известного павлодарского бая Шарипа Токтагулова описывался следующим образом: «Член ВКП /б/ Байбаков Дуйсенбай не выдержал происходящий плач и крик в доме Шарипа, сам расплакавшись вышел из дома, присутствовавший здесь районный милиционер Байсалов Жиенбек ругая Байбакова говорил: «Сам коммунист, а плачешь, разве можно жалеть таких баев-эксплуататоров».
Значительная часть казахского населения открыто выражала негативное отношение к репрессиям. Бедняки ходатайствовали за баев перед органами власти, конфискованный и распределенный скот часто добровольно возвращался родичам сосланных хозяев.
Сабит Муканов в своих воспоминаниях, упомянув подобную историю, делал следующий вывод:
«Допустим, бай Казкен был человеком добрым и гуманным, он хорошо обращался с людьми, которые ему служили, не обижал их. Но насколько темным, беспросветным должно быть сознание человека, который даже не признает равенства: заведено исстари так, что у одних – богатство, а у других – только рабочие руки да спина, которую надо всю жизнь на кого-то гнуть, значит и ему уготован такой удел. Было так, что весь скот принадлежал Казкею, а у простого казаха ничего не было, ему и теперь, когда в степи уже правила Советская власть, другой жизни не надо.
Мне стало тяжело от этих мыслей. «До чего же темен и забит мой соплеменник, – думал я. – Как много нужно приложить туда, чтобы пробудить в нем классовое самосознание».
Не известно, кривил душой Сабит Муканов в угоду советской идеологии или в самом деле так думал, но его заключительный тезис был явно ошибочен.
В чем, к примеру, было отличие казахского бая от русского кулака? Кулак – это был просто хозяйственный и предприимчивый мужик, с работниками его связывали лишь договорные отношения. У кулака были деньги, но отсутствовала какая-либо социальная поддержка. Наоборот, вся «прогрессивная общественность» России, чиновники и литераторы, либералы и консерваторы, монархисты и большевики клеймили кулака как «мироеда».
Вероятно, свою роль в этом играла мораль. Стяжательство в христианстве и русской культуре – великий грех. Иисус говорил: Легче верблюду пройти игольное ушко, чем богатому попасть в рай.
Но в исламско-казахской системе ценностей богатство – не порок, бедность – не добродетель. Бай – это просто богатый родственник, в крайнем случае рулас-сородич. Бесчисленные горизонтальные связи пронизывали все кочевое общество и способствовали однородности.
Конечно, богатство дает существенные возможности и обеспечивает высокий статус, но бай также был сильно зависим от своей общины. Сохранять и преумножать скот невозможно без верных людей, и постоянный риск остаться без поддержки вынуждал богача делиться.
Это отношение к баям позволило значительной их части успешно избежать конфискации. Утечки информации о готовящейся кампании имели просто массовый характер. Большевики предупреждали своих родственников, они
быстро распродавали скот, меняли место жительства, придумывали себе новую биографию с правильным социальным происхождением
Замешкавшиеся или не поверившие слухам некоторые баи даже в самый разгар «көмпеске» ухитрялись решить проблему привычным способом. С помощью различных комбинаций значительная часть байского скота переходила во владение какого-нибудь бельсенды.
Кстати, многие отпрыски знатных и богатых казахских семей вполне успешно проникали в новую советскую элиту. Жумабай Шаяхметов был потомком ага-султана, Каныш Сатпаев – выходцем из богатой и влиятельной баянаульской семьи, Ермухан Бекмаханов – чингизидом по происхождению.
Вот что, к примеру, Василий Ливенцов писал об Уразе Джандосове: «Отдавая ему должное за организаторский талант, я не согласен с утверждениями некоторых писателей о том, что Джандосов происходил из бедняцкой семьи. Это сомнительное утверждение. Институтский сторож Бытов и его жена, работавшая у нас техничкой, в разговорах с нами говорили: «Кто был почетен при царе, тот и сейчас начальник». Как рассказывал Бытов,
он служил у отца Джандосова конюхом и возил его сына Ураза на пролетке в гимназию
Понятно, что бедняк не мог учить сына в гимназии и держать для него выезд с кучером. При этом я ничуть не умаляю достоинств и заслуг Джандосова. Он несомненно был талантливым и одаренным человеком».
Интересно также, что многие казахские партийные и государственные деятели женились на девушках из явно враждебных для советской власти групп. К примеру,
супруга Динмухамеда Кунаева Зухра Шариповна была дочерью известного и богатого татарского купца
Жена Байкена Ашимова (председатель правительства Казахской ССР в 1970-1984 гг.) Бахыт Асетовна происходила из интеллигентной семьи, близкой к алашскому движению, а ее дедом с материнской стороны был известный религиозный деятель Нургали-хазрет.
В общем, настоящих пролетариев в пролетарской власти надо было еще поискать. Это было естественно.
Потеряв табуны и отары, принадлежавшие предкам, отпрыски прежней элиты сохраняли знания,
и это был главный залог их конкурентоспособности. В забеге на длительную дистанцию полуграмотные бельсенды никак не могли с ними тягаться.
Всю эту историю надо изучать в комплексе. Не боясь кого-то и не стесняясь чего-то. Только тогда общество получает возможность извлекать уроки из собственного прошлого. Поэтому целиком и полностью поддерживаю издание подобных сборников.
Как принято говорить в таких случаях, это существенный вклад в развитие исторической науки. На мой взгляд, государство в сфере национальной истории главным образом должно заниматься именно этим направлением. Статьи и монографии – дело хорошее, но документы – это самое ценное для истории и историков. Было бы совсем хорошо, если бы подобные сборники документов готовились и по другим важным периодам отечественной истории.
Порой получаю упрёки, что я зря написал или рассказал о каком-то неприятном для казахов историческом эпизоде. Попробую объяснить.
История существует не для того, чтобы только восхвалять и возвышать свою нацию. Для этого есть школьные учебники. Взрослые люди должны понимать сложность прошлого
Нельзя скрывать, по крайней мере от образованного человека, читающего книги, всю полноту известной информации. В нашей истории всякое было. Как и у всех.
Западные историки давно поняли, что современный либеральный интеллектуал уже пресытился прежними сказками о рыцарях в белых доспехах и прекрасных дамах. Его не коробят неудобные, нелицеприятные или постыдные факты об истории предков. Полная и противоречивая история ему интереснее.
На постсоветском пространстве большинство историков по своим подходам ближе к европейским учёным XIX века. Их мировоззрение основано на консерватизме и патриотизме. Никто не исключение. В каждой стране есть соответствующий запрос, и он удовлетворяется при поддержке государства.
Так вот, я пытаюсь писать так, как пишут современные западные историки. Насколько позволяют способности. К счастью для меня, в Казахстане есть аудитория, читающая мои книги и статьи. Мне кажется, это очень умные люди с развитым критическим мышлением.
В рамках Межгосударственной программы «Большие гастроли», организованной Министерством культуры Российской Федерации и посвященные 80-летию легендарного…
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…