Государство нехотя и косвенно признало если не провалы в языковой политике, то как минимум завышенные цифры в прошлых отчетах. Это касается латинской графики, доли людей, владеющих государственных языком, и статуса русского, которого теперь как бы нет.
Об этом пишет известный политолог Данияр Ашимбаев в своем телеграм-канале:
Никакой аналитики
«Правительство утвердило очередную Концепцию развития языковой политики в РК на 2023–2029 гг., прекратив действие Госпрограммы по реализации языковой политики на 2020−2025 годы (планировавшийся бюджет — 16,9 млрд тенге).
Если в госпрограмме среди задач значились «функционирование русского языка в коммуникативно-языковом пространстве» и «развитие языков этнических групп», то в концепции все построено только на вопросах казахского языка.
Никакой аналитики, статистики и оценок в документе нет, сразу идет план действий. Но сравнение индикаторов уже веселит.
По госпрограмме планировалось, что доля населения, владеющего госязыком, в 2025 г. составит 95%. Концепция планирует в 2029 г. достичь 84%.
По программе планировалось, что доля участников письменной коммуникации, использующих латинографический алфавит, в 2025 г. составит 50%. Теперь на 2029 г. запланировано 15%.
Вот по такому индикатору, как доля казахоязычного контента в государственных СМИ, картина другая. Программа предусматривала в 2025 г. иметь 79%, концепция — 86% в 2029 г.
Трехъязычие забыли
Такой показатель, как «доля населения, владеющего тремя языками (казахским, русским и английским)», выпал из планов вообще.
Вместо него появились следующие:
- «Доля государственных служащих, владеющих государственным языком на уровне В2 по системе «КАЗТЕСТ» (2029 г. – 50%);
- «Доля использования казахского языка на международных мероприятиях, проводимых в Казахстане, а также организованных казахстанскими дипмиссиями за рубежом» (2029 г. – 75%);
- «Доля документооборота в государственных органах, национальных компаниях на государственном языке» (2029 г. – 94%);
- «Доля выпускников школ с неказахским языком обучения, владеющих государственным языком на уровне В2» (2029 г. – 75%);
- «Объем разработанных анимационных продуктов на государственном языке» (2029 г. – 2500 минут) и т.д.
Бюрократия решает все
Документ, конечно, не про «развитие» языка, а про освоение бюджетов и кучу невнятной отчетности — как и раньше.
Но позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых, на уровне цифр констатирован очередной провал языковой политики, основанной как на развитии государственного языка, так и на внедрении трехъязычия.
Во-вторых, резво оценив ситуацию, государство тихо забило на латинизацию, хотя финансировать многострадальный переход и всевозможных разработчиков будет по-прежнему.
Напомню, что новый алфавит был утвержден в октябре 2017 г., затем в феврале 2018 г. заменен другим, который был подвергнут критике на всех уровнях, но официально остался таковым. В феврале 2021 г. правительство внесло на рассмотрение президента 3-й вариант алфавита, который не был утвержден. В октябре того же года приняли национальный проект «Ұлттық рухани жаңғыру», в котором утверждение алфавита и правил правописания казахского языка на латинской графике планировалось на 2022 г. Алфавит так и не появился, хотя срок перехода (2025 г.) никто не отменял.
Теперь в концепции появилась задача — «Внесение предложений по совершенствованию проекта алфавита и правил правописания казахского языка, основанных на латинской графике» (в декабре 2023 г. МНВО должен представить их в АП).
Что дальше?
В последующие годы планируется издавать словари, справочники, пособия, проводить семинары, конференции, конкурсы, лекции, курсы, разрабатывать видеоблоки, стандарты, типовые программы, а также ежегодно вести заседания орфографической рабочей группы и Госкомиссии по реализации языковой политики при правительстве.
Не останутся в стороне и терминологи, для них есть такие направления работы, как «проведение мероприятий по актуальным вопросам терминологии», «принятие мер по совершенствованию научных основ терминологии казахского языка (разработка эффективных моделей усвоения заимствованных терминов в соответствии со словообразовательной, фонетико-морфологической природой казахского языка и автоматизация процесса)» и «проведение мониторинга утвержденных терминов».
Миллиарды будут потрачены
Озаботились разработчики и контентом. Есть такие задачи, как «оказание поддержки институтам гражданского общества, активным гражданам, волонтерам через СМИ в проведении акций, мероприятий, инициативных проектов, направленных на поддержку казахского языка», «пополнение репертуара организаций культуры (театр, кино) новым казахоязычным контентом, в том числе произведениями для детской и юношеской зрительской аудитории», «разработка и выпуск инновационных IT-проектов на государственном языке и проектов информационной пропаганды языка», «разработка познавательных игр на казахском языке для детей с целью обучения гос. языку», «поэтапная разработка платформы онлайн-обучения казахскому языку и его развития», «выпуск печатной продукции (книги) на государственном языке, в том числе литературы для детей», «выпуск журналов, направленных на расширение сферы применения гос. языка».
Бюджет концепции не указан, а вот в отмененном нацпроекте на «создание условий для развития государственного языка» планировалось выделить 7,1 млрд тенге. То есть можно предположить, что денег будет выделяться много, контролироваться они практически не будут, а показатели потом традиционно скорректируют».