Агентством по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан, вместе с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности и при участии компетентных специалистов, был осуществлен аудит эффективности алгоритмического ценообразования, применяемого сервисом Яндекс Такси, сообщает пресс-служба АЗРК.
Проведение данного аудита являлось обязательным требованием в рамках соблюдения антимонопольного комплаенса со стороны Яндекс Такси. Целью аудита стало всестороннее изучение принципов функционирования сервиса Яндекс, включая условия и параметры, определяющие стоимость услуг такси.
В рамках проверки были исследованы архитектура системы ценообразования, ее базовая и динамическая составляющие, с особым вниманием к ценообразованию в районах аэропортов и удаленных от центра городской черты, а также операционные процессы.
Первичные итоги аудита позволили выявить ряд рисков, оказывающих влияние на формирование цен. По отдельным выявленным рискам приняты меры по их устранению, а по остальным компанией Яндекс приняты соответствующие обязательства.
В частности, на основании уведомления Агентства, были внесены изменения в правила программы лояльности пользователей Яндекс+, в результате чего все расходы, связанные с предоставлением скидок клиентам, были полностью приняты на себя компанией Яндекс.
В действующий комплаенс Яндекс внесены изменения, обязывающие Яндекс исполнить следующий комплекс мер:
- Информировать за 3 дня Агентство о повышении тарифов на перевозку такси и базовой стоимости поездок;
- В недельный срок устранить отнесение некоторых жилых зон в районе аэропорта к тарифной зоне аэропорта;
- Продолжить не взимать комиссию с части стоимости поездки, превышающей двукратную базовую стоимость (способствует повышению дохода водителей);
- Не повышать комиссию в каждом городе присутствия в самом массовом тарифе «Эконом» чаще одного раза в два года (данный тариф наиболее востребованный);
- Ввести ограничение на повышение тарифа более чем в 3 раза в условиях максимального спроса на услуги такси, например, в непогоду или праздничные дни — таких поездок должно быть не более 5% поездок в квартал в каждом городе работы сервиса (данный пункт детализирован);
- Изменить отображение компонента тарифа, связанного с оплатой поездок по менее заселенным зонам с меньшим количеством заказов;
- Не позднее 30 июня 2025 года добавить в пользовательское приложение детализацию цены поездки;
- Повысить качество работы технической поддержки, в частности, оптимизировать алгоритм обработки пользовательских обращений.
Помимо вышеуказанных мер, Яндекс Такси повысит информирование пользователей о ситуации со спросом на такси. В частности, во время сверхвысокого спроса в тарифе «Эконом» будет в тестовом режиме добавлена виртуальная очередь. Это позволит пользователям узнать, сколько человек уже ждут машину, и сделать выбор: встать в очередь и ждать выполнения заказа, выбрать другой тариф, где спрос меньше, или уехать на общественном транспорте.
Выполнение Яндекс Такси обязательств в рамках антимонопольного комплаенса находится на контроле специальной мониторинговой группы при Агентстве. В его состав входят эксперты (представители инициативных групп, Министерств транспорта, труда и социальной защиты населения, юстиции, цифрового развития и инноваций, а также ассоциации таксопарков) профессиональных сообществ.
В адрес Правительства направлены предложения по ускорению принятия законодательных поправок касательно упрощения налоговой отчетности для водителей ИП на специальный налоговый режим, данные изменения будут способствовать повышению дохода водителей такси.