Производство автомобилей в Казахстане в 2022 году выросло на четверть, но в автосалонах моделей, доступных для льготного кредитования, нет.
По данным Бюро национальной статистики, объем производства легковых автомобилей, прицепов и полуприцепов по итогам 2022 года составил 1,2 трлн тенге. Выпущено более 105 тысяч единиц этого вида автопрома. Но где весь этот модельный ряд, неизвестно. 24 января министр индустрии и инфраструктурного развития Марат Карабаев подтвердил, что есть проблема с дефицитом легковых автомобилей и работой самой программы льготного автокредитования.
Мы постараемся программу начать до конца месяца. На этой неделе Фонд развития промышленности проведет брифинг, тогда и озвучат. Здесь стоит вопрос в целом пересмотре механизма программы. Если раньше сначала обращались в автосалоны, потом шли в банк, то Фонд развития промышленности предлагает другой механизм: сначала к ним, там будет электронная очередь, а после того, как получили одобрение, в автосалон, который в оговоренные сроки сможет предоставить автомобиль,
сказал Марат Карабаев.
И добавил, что в листе ожидания на получение машин находятся и те казахстанцы, которым льготные кредиты уже одобрены в 2022 году.
Учитывая, что под 4% годовых в Казахстане кредитуют покупку только автомобилей, произведенных в Казахстане, интересы потребителей напрямую зависят от наличия машин у дилеров. В декабре 2022 года в СМИ сообщали, что в среднем на каждый произведенный в Казахстане автомобиль претендуют до двух тысяч человек, а потому многие автосалоны уже даже не ставят желающих в лист ожидания.
По отчетам же Ассоциации казахстанского автобизнеса, производство легкового транспорта в сравнении с 2021 годом выросло на треть и по состоянию на 1 ноября 2022 года составило 90,5 тыс. единиц. В отчете есть конкретные цифры выпущенных с заводов машин:
К сожалению, на сайтах Бюро нацстатистики и комитета административной полиции МВД нет никакой информации о том, сколько из произведенных в стране новых автомобилей поставлено на регистрационный учет. Самый свежий транспорт, охваченный открытой статистикой, имеет возраст от 3 до 7 лет.
Когда в 2021 году в Казахстане было произведено 72 тысячи автомобилей, во всех салонах они были в наличии, можно было пойти и купить. Сейчас мы производим более 100 тысяч автомобилей в год, и их нет и не было весь год. Это говорит о том, что заявленного объема мы либо не произвели, либо все ушло на экспорт.
Никто реально не может проверить статистику Ассоциации казахстанского автобизнеса. И действительно, вся статистика по новым автомобилям, которая есть у МВД, почему-то закрыта для общего пользования с 2017 года. Так что с этого времени в открытом доступе информации о зарегистрированных в ЦОНах новых автомобилях нет,
говорит активист и общественный деятель Санжар Бокаев.
21 января президент Касым-Жомарт Токаев расписался на капоте первой Kia Sportage, которые вскоре начнут сходить с конвейера в Костанае. То есть в 2023 году Казахстан на бумаге снова констатирует рост объемов производства автомобилей.
— Мы знаем, что ни одна деталь к этой Kia Sportage и к другим автомобилям, выпущенным в Казахстане, не произведена в Казахстане, — отметил активист. — Суть в том, что такие операции, как лазерная резка, штамповка, с помощью которых делаются детали, в нашей стране отсутствуют. Поэтому все детали приходят сюда в готовом виде, а здесь делают только сварку и покраску. Из-за этого автомобиль становится еще дороже.
Мы как автопроизводители неэффективны — скорость сборки низкая
То ли дело на заводах-изготовителях роботизированные конвейеры, где себестоимость снижается за счет массовости сборки. Каждые три минуты вылетает готовый кузов. В Казахстане все делается вручную, поэтому себестоимость каждой единицы очень высокая и несопоставима с готовыми автомобилями, выезжающими с конвейеров заводов-изготовителей. Если по деньгам, новый транспорт выгоднее покупать напрямую там.
По словам Бокаева, из-за низкой ценовой конкурентоспособности местных производителей государство придумывает разные методы стимулирования — налоговые льготы и преференции, а теперь и льготное автокредитование.
Сетку таможенную специально подняли, чтобы на рынке автомобили казахстанской сборки выглядели дешевле
— Зачем это делать? Мы никакие не автопроизводители, просто благодаря этому статусу есть возможность размывать большие миллиарды через разные схемы. В любом случае, сама бизнес-модель убыточная, а путем господдержки производства создается видимость его деятельности. Дефицит автомобилей и их недоступность для рядовых казахстанцев налицо. В динамике же средний возраст автопарка в Казахстане растет, — считает Санжар Бокаев.
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…
20-21 октября по приглашению Касым-Жомарта Токаева Казахстан с государственным визитом посетит Президент Азербайджана Ильхам Алиев,…