Қазақ редакциясы
Уведомление
Последние новости
Цифровые технологии усиливают безопасность в Павлодарской области (видео)
19.12.2025
Глава государства принял президента компании Sumitomo
19.12.2025
Касым-Жомарт Токаев осмотрел Ситуационный центр Токио по чрезвычайным ситуациям
19.12.2025
Президент Казахстана провел встречу с губернатором Токио
19.12.2025
«Барыс» обыграл двукратных обладателей Кубка Гагарина (видео)
19.12.2025
Aa
Поиск

Категории

  • Kazakhstan Inside
  • Аналитика Alem Research
  • Видео дня
  • Галерея
  • Главное
  • Голос на миллион
  • Гороскоп
  • Деньги и слава
  • Здоровье
  • Инвестиции
  • Инсайдер
  • Как жить? Лайфхаки и советы
  • Криптовалюта
  • Курс тенге
  • Налоги
  • Наука
  • Обзор иноСМИ
  • Обзор казСМИ
  • Обзор укрСМИ
  • Образование
  • Общество
  • Политика
  • Происшествия
  • Развлечения
  • Спорт
  • Технологии
  • Тренды соцсетей
  • Экономика
Қаз
Aa
  • Курс тенге
  • Галерея
  • Развлечения
  • Наука
  • Технологии
  • Инсайдер
Поиск
  • Аналитика Alem Research
  • Видео дня
  • Галерея
  • Главное
  • Здоровье
  • Инсайдер
  • Инвестиции
  • Наука
  • Обзор иноСМИ
  • Обзор казСМИ
  • Образование
  • Общество
  • Политика
  • Происшествия
  • Развлечения
  • Спорт
  • Технологии
  • Тренды соцсетей
  • Экономика
Подписывайтесь на нас
Globalnews > Рубрики > Экономика > Автоматизация и модернизация: какие изменения ждут статистику в сфере сельского хозяйства
Экономика

Автоматизация и модернизация: какие изменения ждут статистику в сфере сельского хозяйства

Мухтар Абаев
Мухтар Абаев 20.09.2024
Обновлено 20.09.2024 в 10:09
Поделиться
Фото: gov.kz
Поделиться

О дисбалансах и грядущих переменах в сельскохозяйственной статистике деловому изданию Kapital.kz рассказал заместитель главы Агентства по стратегическому планированию и реформам Олжас Тулеуов.

Глава государства в своем Послании 2 сентября отметил, что недостоверные данные не позволяют оценить реальную ситуацию в сельском хозяйстве, и виной тому приписки. Почему, по вашему мнению, возникают приписки в сельском хозяйстве, и какие последствия это может иметь для всей отрасли?

Исторически первичная статистическая информация в аграрном секторе формируется акимами поселков, сёл и сельских округов на основе данных электронного похозяйственного учёта (далее – ЭПХУ), осуществляемого в отношении крестьянских, фермерских хозяйств и ИП, а также личных подсобных хозяйств. Все эти данные поступают и обрабатываются в Бюро национальной статистики АСПиР РК (далее – Бюро), где мы в итоге получаем общую картину по отрасли – видим количество по поголовью скота, площади по растениеводству и др.

Учитывая это, вероятно, что здесь может возникать определенный конфликт интересов – некоторые местные исполнительные органы могут быть склонны завышать снижающиеся показатели через приписки, скрывая реальную статистику своего населенного пункта/региона в пользу мнимого достижения поставленных вышестоящими органами целевых индикаторов.  

Так, искаженные данные приводят к неправильным решениям по субсидированию и кредитованию, недоверию субъектов бизнеса, банков второго уровня к отрасли и, как следствие, неработающим механизмам государственной поддержки и стимулирования сельхозпроизводителей.

Более того, существующие схемы получения дополнительных субсидий сельхозтоваропроизводителями за счет приписок способствовали «раздуванию» ложных данных в стремлении к легкому заработку через государственную поддержку.

В данном контексте важно отметить, что президент в своем Послании поставил задачу о постепенном переходе от прямого субсидирования агропромышленного комплекса к обеспечению доступного кредитования. Это, в свою очередь, требует тотального пересмотра всей статистики по сельскому хозяйству, и в дальнейшем нужно будет демотивировать респондентов создавать приписки в данных, которые поступают в ЭПХУ.

Также президент в рамках Послания, отмечая факты фальсификации в сельском хозяйстве, сказал, что уже известны результаты работы специальной комиссии, которая выявила те самые приписки. Было ли задействовано Бюро в данной работе? И если да, то какие основные нарушения выявлены в данных по сельскому хозяйству?

Да, работа упомянутой специальной комиссии ключевым образом опиралась на Бюро нашего Агентства.

В целом для выявления недостоверных данных в сельском хозяйстве Бюро несколько раз провело работы по сопоставлению данных. Для оценки достоверности данных похозяйственного учета в прошлом году Бюро совместно с Минсельхозом провело выборочные обходы домашних хозяйств.

В результате выявлены существенные расхождения с официальным источником данных в среднем по количеству поголовья крупного рогатого скота до 20%. Также выявлены случаи регистрации скота за умершими (143,7 тыс. лиц) и несуществующими людьми (некорректные ИИН – 64,2 тыс. единиц). В августе 2023 года проверены данные по посевной площади картофеля. Разница между данными ЭПХУ и контрольного обхода составила 75%. Это колоссальная разница.

Также Бюро провело государственный контроль на соответствие данных ЭПХУ с базой Минсельхоза по идентификации животных. В рамках этой работы в 2023 году акимам было направлено 2405 заключений об устранении выявленных искажений, из которых 2376 были исполнены. Поэтому можно констатировать, что основные проблемы связаны с неактуальностью данных в ЭПХУ.

Помимо этого, в ноябре 2023 года под руководством курирующего заместителя премьер-министра обсуждались проблемы статистики сельского хозяйства, где было поручено провести полную и качественную актуализацию данных по поголовью животных и посевной площади к 1 января и 1 июля 2024 года, соответственно. Другими словами, провести похозяйственный учет с нуля, без оглядки на предыдущие значения.

В итоге, согласно пересчитанным данным, общее поголовье крупного рогатого скота с учетом сельхозпредприятий на 1 января 2024 года сократилось на 23%, до 2 млн голов, овец – на 14%, до 2,8 млн голов, коз – на 20%, до 0,4 млн голов, свиней – на 34%, до 0,3 млн голов, домашней птицы – на 22%, до 12,5 млн голов по сравнению с ранее опубликованными данными.

Сельскими акимами также актуализированы посевные площади по сельхозкультурам у населения, крестьянских и фермерских хозяйств на 1 июля 2023 года. В итоге посевная площадь под картофель сократилась на 58%, до 93,2 тыс. га, лук – на 29%, до 10 тыс.га. На данный момент Бюро ведет работу по внесению изменений в ранее опубликованную статистическую информацию. Именно о результатах данной работы президент сказал в Послании.

Подобные искаженные данные в административных источниках и базах данных создают проблемы. Поэтому для исправления всех этих задач  и получения реальных показателей по отрасли мы в следующем году проводим масштабную сельскохозяйственную перепись, по итогам которой будем иметь на руках самую актуальную информацию о реальном состоянии дел в сельском хозяйстве.

Вы упомянули о планах проведения в следующем году масштабной сельхозпереписи. Можете подробнее рассказать о ней? Как вы оцениваете влияние сельхозпереписи на развитие сельского хозяйства страны? Какие данные, по вашему мнению, являются наиболее важными для анализа состояния отрасли?

Всем очевидно, что сельское хозяйство играет ключевую роль в экономике страны, обеспечивая продовольственную безопасность и создавая рабочие места на селе, а это 38% населения, из которых 12% заняты непосредственно в этой отрасли. На данный момент сельское хозяйство занимает четвертое место по количеству занятых и объему инвестиций в основной капитал, а также седьмое место по вкладу в экономику.

Поэтому отслеживать изменения и динамику данной отрасли весьма критично и важно. И как было сказано выше, для обновления статистических данных в сельском хозяйстве Бюро нашего Агентства запланировало проведение сельскохозяйственной переписи в 2025 году. Первая и единственная сельхозперепись в Казахстане прошла в 2006-2007 годах, тогда как ФАО ООН рекомендует проводить её каждые десять лет. В некоторых странах, таких как США и Канада, перепись проводится каждые пять лет, а в Германии и Нидерландах — каждые четыре года. Если приводить практику соседних стран, в России – каждые 10 лет, при этом каждые 5 лет – микропереписи.

Основная цель предстоящей переписи – собрать информацию об объеме и структуре аграрных хозяйств, в особенности мелких, что позволит выявить тенденции и изменения в секторе.

Для тестирования методологии и информационных систем самой переписной кампании с 20 августа по 30 сентября этого года в 54 населенных пунктах проводится пилотная перепись.

Участниками переписи станут юридические лица, индивидуальные предприниматели (включая фермерские и крестьянские хозяйства), а также домашние хозяйства с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства. Перепись поможет актуализировать данные о земельных и посевных площадях, поголовье животных, сельскохозяйственной технике и инфраструктуре. Респондентам будет предложено ответить на вопросы о характеристиках их деятельности, наличии инженерных коммуникаций, источников энергии, трудовых ресурсов и других аспектах. Важно отметить, что Бюро национальной статистики гарантирует анонимность собранных данных, которые будут обработаны в агрегированном виде и опубликованы без раскрытия личной информации респондентов. Все регламенты подобной работы четко закреплены в нормативно-правовых актах.

Объективная и комплексная оценка состояния стратегически важной для страны отрасли позволит повысить эффективность государственной политики в сельском хозяйстве. Поможет реально оценить текущее состояние, выявить проблемы и возможности для её развития. Это, в свою очередь, обеспечит необходимую поддержку всем участникам отрасли.

— Как вы считаете, какие изменения в законодательстве или практике могли бы улучшить прозрачность данных в сельском хозяйстве?

Для улучшения прозрачности данных в сельском хозяйстве необходимо внести изменения в практику сбора и обработки данных. В частности, основные проблемы качества данных связаны с отсутствием контроля при ручном вводе и недостаточной автоматизацией сбора информации.

Так, в части формирования данных в сельском хозяйстве более 50 из 70 форм Минсельхоза все еще не автоматизированы. Ряд информационных систем имеют свои недочеты, пробелы. Согласно результатам проведенного анализа, мы выявили, что в информсистеме Минсельхоза по сельхозтехнике (Государственная регистрация сельскохозяйственной техники) владельцами зарегистрированы ликвидированные предприятия, умершие лица. Такой же дисбаланс и ряд искажений фактических данных наблюдаются в других административных источниках информации по сельскому хозяйству, включая базу учета животных (Идентификация сельскохозяйственных животных) и базу Единого государственного кадастра недвижимости, который формирует и предоставляет информацию по площадям земель, пашен, пастбищ и т.д. Наличие ошибок в таких системах приводит к искаженному пониманию потребности и состояния отрасли. Более того, выявление и сокращение приписок в животноводстве и растениеводстве в ходе проведения вышеупомянутой работы все еще не нашли отражения в информационных системах Минсельхоза. Поэтому запланированная сельхозперепись в таком контексте станет прочной базой для качественной и одновременной перезагрузки для таких важных информационных систем.  

Вместе с тем с этого года Бюро создает институт контролеров данных. Такое понятие было введено на законодательном уровне. Эти специалисты будут не только выявлять некачественные данные в административных источниках других ведомств, но и активно сообщать о проблемах, что позволит оперативно реагировать на возникающие трудности. Подобный постоянный контроль за информационными системами, в том числе баз данных Минсельхоза с учетом проведения сельхозпереписи, обеспечит упорядоченность показателей, минимизируя вероятность ошибок и недоразумений. В результате, благодаря таким мерам, мы сможем значительно повысить надежность и достоверность информации.

Также Бюро статистики начало проект «Цифровые статистические регистры», который предполагает создание эталонных баз данных на основе административных источников. Это поможет исключить дублирование и снизить отчетную нагрузку на респондентов. Однако для успешной реализации проекта требуется полная автоматизация процессов сбора и повышения качества административных данных, что в контексте обсуждаемой темы подразумевает модернизацию информационных систем Минсельхоза.

Таким образом, мы считаем, что для повышения прозрачности данных в сельском хозяйстве необходимо внедрять автоматизацию, модернизировать системы и создать механизмы контроля качества данных.

Megogo.kz
ТЕГи: Главное
Поделиться этой статьей
Facebook Twitter Whatsapp Whatsapp Telegram
Поделиться

Актуально:

  • Цифровые технологии усиливают безопасность в Павлодарской области (видео)
  • Глава государства принял президента компании Sumitomo
  • Касым-Жомарт Токаев осмотрел Ситуационный центр Токио по чрезвычайным ситуациям
  • Президент Казахстана провел встречу с губернатором Токио
  • «Барыс» обыграл двукратных обладателей Кубка Гагарина (видео)
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
« Ноя    

Мы в соцсетях:

Facebook Нравиться
Instagram Подписаться
Youtube Подписывайся
Telegram Подписаться

Вам также может понравиться

Экономика

Глава государства принял президента компании Sumitomo

19.12.2025
Общество

Глава государства поздравил работников энергетической отрасли

17.12.2025
СпортВидео дня

«Барыс» разгромил топ-клуб КХЛ (видео)

17.12.2025
Экономика

«Сила Сибири – 2» может пройти через Казахстан

15.12.2025

Категории

  • Галерея
  • Здоровье
  • Инсайдер
  • Наука
  • Развлечения
  • Курс тенге
  • Технологии
  • Редакция

О проекте

Узнавайте самые важные новости Казахстана в мировой палитре событий вместе с GlobalNews.

Контакты

Почта: info@globalnews.kz Телефон: +7 (727) 3102504 050000, г. Алматы, Ауэзовский р-н, микрорайон Аксай – 3А, дом 47, кв 7

Подпишитесь на нас

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы мгновенно получать наши новые статьи

© GlobalNews 2022. Все права защищены.

Removed from reading list

Отменить
Welcome Back!

Sign in to your account

Забыли пароль?