Поправки в КоАП РК, о которых долго говорили и предупреждали высокие полицейские чины, вступают в силу 18 сентября 2022 года. Статья 590 кодекса пополнилась частью 2-1, наказывающей штрафом в 20 МРП (61 260 тенге в 2022 году) либо лишением прав на один год за повторное в течение года управление автомобилем, не зарегистрированным в установленном порядке.
Владельцев машин с кыргызскими, армянскими, российскими, грузинскими, монгольскими и иными номерами это касается самым прямым образом.
Правда, у них остается небольшая лазейка с так называемым международным движением. Зарегистрированный на иностранного гражданина и стоящий на учете в другом государстве автомобиль считается в Казахстане временно ввезенным и участвующим в международном движении. Такая машина должна покинуть территорию страны один раз в год на 30 дней, после чего может законно вернуться и кататься по нашим дорогам еще 11 месяцев – до следующего выезда.
По идее, так можно продолжать до бесконечности, но есть нюанс. Во-первых, какой кыргыз, армянин, грузин или россиянин согласится годами держать оформленной на свое имя машину, которая фактически давно продана и уехала незнамо куда? Во-вторых, сами полицейские отмечают, что норме «выехал на месяц и вернулся» реально следуют единицы из многих тысяч иностранных авто, колесящих по Казахстану. Нашим местным владельцам элементарно негде держать эти автомобили за рубежом целый месяц. Так что лазейка, прямо скажем, условная.
С временно ввезенными из России машинами вопросов чуть больше. Как и другие иностранные автомобили, раз в год их необходимо вывозить за пределы РК на 30 дней. Если же машина не покинула РК в установленный срок, владелец обязан в течение десяти дней либо поставить ее на казахстанский учет, либо вывезти насовсем.
Однако с российскими машинами у владельцев лазеек чуть больше, потому что не обязательно искать номинального владельца где-то в РФ – в Казахстане постоянно проживает достаточно много российских граждан, и с ними можно договориться. Хотя здесь тот же вопрос: оно им надо? Интересно ли нашим казахстанским россиянам раз в год мотаться куда-то на месяц, нужны ли им лишние юридические проблемы?
Все-таки лучше решить вопрос с регистрацией, тем более, что объявленная президентом специальная амнистия, которая сделала таможенную очистку и постановку на учет таких авто делом достаточно несложным и дешевым (все расходы в пределах 200-300 тыс. тенге), пока в силе.
Впрочем, есть «красный список», который ни под какую амнистию не попадает.
Не удастся растаможить и поставить на учет в Казахстане автомобили, которые:
- ввезены в Казахстан после 1 сентября 2022 года
- находятся в розыске по криминальным учетам
- имеют юридические или судебные обременения
- не сняты в установленном порядке с учета в стране прежней регистрации
- с правосторонним расположением органов управления
- авто, чьи владельцы не имеют регистрационных и правоустанавливающих документов
Водители и владельцы таких машин – прямые кандидаты на лишение прав при повторном задержании. Лучше, наверное, отогнать за границу и продать.