На новой Большой сцене алматинского театра «Жас Сахна» представили премьеру трагикомедии по мотивам классического сюжета «Дон Жуан». Вечный образ предстал в интерпретации режиссера Барзу Абдураззакова.
Театр «Жас Сахна» («Молодая сцена») был создан Байтеном Валихановичем Омаровым – заслуженным и народным артистом КазССР, в 2006 году. Тогда костяк труппы составили артисты руководимого Омаровым студенческого театра «Жас талант». После кончины основателя в 2008 году театр получил его имя. В 2013 году у театра появилась своя сцена на углу проспекта Абая и улицы Жарокова, сейчас Малая сцена. В конце прошлого года рядом с ней – Большая сцена.
«Жас Сахна» – независимый казахско-русский театр, в нем есть спектакли на двух языках. С момента основания театр приглашает именитых режиссеров из разных стран. Сейчас в его репертуаре спектакли, поставленные Иваном Стависским, Ринатом Кияковым (Россия), Овлякули Ходжакули (Туркменистан), Уланмырзой Карыпбаевым (Кыргызстан), нашим соотечественником Ерсайыном Толеубаем и режиссером родом из Таджикистана Барзу Абдураззаковым.
Сотрудничать с Абдураззаковым начала еще Айгуль Султанбекова, бывший директор театра, занимавшаяся раскручиванием площадки. Именно он поставил «Одноклассники. Уроки жизни», который был признан лучшим спектаклем 2015 года в Алматы и получил Гран-при международного фестиваля больших спектаклей малой формы ArtОкраина в Санкт-Петербурге. Сейчас в «Жас Сахна» в его постановке идут «Лавина», Sarah, «Последний экзамен», «Теория нитки. Звериные истории», «Эти свободные бабочки». Вообще география работ режиссера довольно широкая. У него плотный график и на ближайшие полгода – Душанбе, Бишкек, Таллин, где пройдут гастроли, встречи, мастер-классы.
Барзу Абдураззаков – известный таджикский драматург, актер, режиссер театра и кино, заслуженный артист Республики Таджикистан, выпускник Таджикского Государственного института искусств им. Мирзо Турсунзаде и режиссерского факультета ГИТИСа. После спектакля «Безумие. Год 93-й» по мотивам пьесы Петера Вайса (запрещенного в 2009 году), где он провел параллели между гражданской войной в Таджикистане 1992–1997 годов и Великой французской революцией, Абдураззаков на долгое время попал в опалу в своей стране. Визитной карточкой режиссера стала постановка «Исповедь», состоящая из монологов разных женщин, ее премьера прошла в Париже в 2010 году, позднее эту пьесу Абдураззакова ставили в разных театрах стран СНГ.
Поразмышлять в том числе о женских судьбах он решил и в новой постановке. Под влиянием чар Дон Жуана красавицы тают, теряя честь и жизнь. Режиссер, конечно, дает возможность подумать, кто же такой Дон Жуан – покоритель сердец или губитель душ, временами даже проскальзывает сочувствие к его неудержимой и нездоровой жажде побед, но по большей части главный герой предстает как представитель абсолютного зла – вероломный, беспринципный обманщик, не верящий ни во что. Но и ему Небеса, в которые он не верит, дают не один шанс.
За основу спектакля взят классический сюжет Мольера, но режиссерская интерпретация делает несколько реверансов в сторону современности, где-то вызывающих смех, а где-то ставящих в тупик. Возможно, после премьеры что-то будет изменено.
По словам режиссера, труппа долго готовилась к постановке, сомневались, получится ли, пробовали на одну и ту же роль каждого актера, все-таки материал очень серьезный, а актеры молодые. По итогам можно сказать, что по большей части получилось и классика, как и положено, звучит весьма актуально. Оригинальная пьеса Мольера появилась на свет в 1665 году, но методы покорения сердец Дон Жуана – как учебник для современных пикаперов и предупреждение для молодых наивных девушек. Сочетание харизмы, престижа, лести и обещаний и сейчас многих сбивает с пути истинного.
Дон Жуан воплощает распутство, непокорство и безбожие, но все это за ширмой свободы от условностей, подчинения своим чувствам. Он уверен в том, что ни за что не будет ответа, но ответ будет. Пусть останется интригой, какой на этот раз. Однако считаю нужным предупредить, что несколько удивить может эклектичный подбор музыки и подвесные «колонны», которые хотя и смотрелись в сочетании с экраном-декорацией достаточно эффектно, но колыхались от движения воздуха на сцене.
Сюжет во многом остался прежним – вместе со слугой Сганарелем Дон Жуан (Айарыс Даукараев), покинув молодую жену, донью Эльвиру (Эльмира Калбай), устремился в погоню за очередной красавицей. Они останавливаются в городе, где за полгода до этого Дон Жуан убил командора. Его не смущают ни страдания жены, которую он похитил из обители и заставил бросить монашеские обеты, ни возможное недовольство родственников командора. Он соблазняет всех понравившихся ему девушек, счет которым ведет в специальной книжечке его слуга. Обещает жениться и женится он чуть ли не каждый месяц, насмехаясь и над любовью, и над верностью, и над таинством брака. Сганарель испытывает к своему господину двойственные чувства: он считает его мерзейшим из безбожников, но и служит ему голосом совести, который тот, впрочем, не слушает. В дуэте Дон Жуан – Сганарель последнему нередко отводится даже больше внимания, и это не случайно.
«Сейчас, когда в мире так тревожно, нужно ставить спектакли, где есть Бог, где добро и зло сталкиваются так плотно, где добро и зло так спорят, где все же добро побеждает, пусть это и звучит банально», – объясняет свой выбор темы Барзу Абдураззаков. По словам режиссера, вдохновением для него послужила именно оригинальная пьеса Мольера, а не какие-либо ее кино- или театральные постановки.
В ходе спектакля было несколько сильных сцен, отражающих глубокий месседж режиссера – в роли верующего Нищего, с трудом пережившего испытание, которое устроил ему Дон Жуан, порадовал Жалгас Лесбаев, а в роли Сганареля, слуги харизматичного Дона Жуана, Жуман Муканов. За мной сидела зрительница в возрасте, которая не переставая нахваливала именно его игру.
Впечатление от спектакля, как и от самой новой Большой сцены, у всех опрошенных зрителей остались положительные. Не один раз было действительно смешно, не один раз и по разным поводам возникало искреннее сочувствие к героям. Здесь по-своему стильно, просторно, большой богатый буфет, удобные проходы рядом со зрительскими местами, а постановка доставляет разнообразные эмоции и заставляет задуматься. Продолжительность спектакля – 2 часа с антрактом, пустят на него всех, кому больше 15 лет.
Автор: Елена Королева