Теория заговора гласит, что противников строительства АЭС в Казахстане финансируют западные структуры – просто потому, что АЭС будет строить «Росатом», а не западная компания. Значит, надо поднимать в обществе антиядерную повестку…
На это намекает известный политолог Данияр Ашимбаев. В своем телеграм-канале он пишет, что правительству, кажется, удалось переиграть западных «заговорщиков». Дословно:
«Представительная казахстанская делегация съездила на сессию Генеральной конференции МАГАТЭ. В делегацию входили министр энергетики и глава ФНБ «Самрук-Казына». По итогам была подписана декларация с Минэнерго США об успешном завершении эксперимента по конверсии на этом из исследовательских реакторов НЯЦ в Курчатове. НЯЦ заодно подписал меморандум о сотрудничестве с Китайским институтом ядерной энергии. Приняли документ, по которому несколько повысился статус Казахстана в этой международной организации. Говорили про банк НОУ и про будущий рефендум по АЭС.
Но интересно другое: в пятницу, сразу по завершении конференции, произошло два события.
Во-первых, Казахстан заявил о том, что с 2025 года восстановит добычу урана в полном объеме (в последние годы страна сократила его производство на 20, а потом на 10%).
Во-вторых, были прекращены полномочия президента «Казатомпрома» Ержана Муканова, который только-только вернулся из Вены. На его место назначен Мейржан Юсупов, который ранее был вице-президентом НАК по экономике и финансам, вице-министром нацэкономики и главой АО «КазахИнвест». В «Казатомпроме» в последние годы стало традицией неожиданно и очень часто менять топ-менеджеров без особых объяснений. На расширении добычи настаивали европейские партнеры, у которых начались проблемы с ураном на фоне событий в Западной Африке.
Идут дебаты вокруг выбора проекта АЭС. Наиболее очевидный и логичный вариант – «Росатом», но против него активно выступают те же западные партнеры, активно инвестирующие в местных национал-популистов, либерал-демократов и экологов. Видимо, руководство решило пойти на компромисс: снижение цен на уран взамен на снижение уровня антиядерных и антироссийских истерик».