Общество

Жизнь после зоны: почему 40% отсидевших возвращаются в тюрьмы

Ежегодно в Казахстане покидают места лишения свободы от 9 до 16 тысяч заключенных. Наладить жизнь на воле удается не всем. Не каждый желает взять на работу вчерашнего осужденного, от них отворачиваются даже близкие. При этом в отечественном законодательстве нет работающих механизмов, позволяющих устранить эту проблему, а тем временем 1/3 всех преступлений в стране совершают ранее судимые лица…

Преступления от безысходности

Доктор юридических наук, член Общественного совета по вопросам деятельности внутренних дел РК Куат Рахимбердин, приводит неутешительную статистику: 40 % осужденных в нашей стране возвращаются в тюрьмы. Эксперт считает, что это бывает по следующим причинам: изменения в психике осуждённого после заключения, неспособность к самостоятельной жизни, отсутствие эффективно работающих механизмов социальной реинтеграции, сохранение влияния криминальной субкультуры.

Несмотря на это в Казахстане все же существует институт пробации, который в мировой практике призван создать условия для социальной реинтеграции осужденных. Точнее, есть, но не работает. Это при том, что наша страна первой на евразийском пространстве создала этот институт  и приняла соответствующий закон. Несмотря на принятый акт, в стране нет никаких внятных программ для улучшения жизни отбывших наказания.

За освободившимися заключенными наблюдают местные исполнительные органы. Бдят, но не помогают.

29 января текущего года появилась информация, что Комитет уголовно-исполнительной системы МВД хочет внести изменения в приказ «О правилах проведения воспитательной работы с осуждёнными к лишению свободы». Соответствующие поправки опубликовали на сайте «Открытые НПА». Публичные обсуждения продлятся до 12 февраля. Это значит, что, если у осуждённого человека нет собственного жилья или возможности жить с родственниками, администрация колонии должна сообщить об этом в местный акимат за два месяца до его освобождения. Акиматы в течение 15 дней обязаны будут сообщить администрации колонии о «возможности предоставления жилья либо отсутствии таковой». Если мест в центре ресоциализации нет, то осуждённому предложат выбрать другой близлежащий населённый пункт.

Это первые попытки в стране наладить вопрос проживания у заключенных на государственном уровне. До сих пор этим и другими вопросами занимались исключительно общественные фонды, которые, как правило, организовывают сами некогда освободившиеся граждане. Они не понаслышке знают каково это – быть отвергнутыми обществом.

Группы спасения

В особо уязвимом положении после освобождения находятся женщины. По данным общественников, 96% женщин, сидящих в тюрьме за убийство, на самом деле оборонялись от агрессоров. Когда приходит время освобождения многим некуда идти. Что в корне отличает женщин от мужчин – к зечкам не выстраивается очередь из поклонников, пишущих письма любви в колонию, в то время как «романтики» находящиеся по ту сторону изгороди вполне пользуются спросом. По освобождению некоторые из них вполне благополучно находят приют у сердобольных пассий.

Надеяться можно только на общественные движения. Одной из организаций, помогающих вчерашним заключенным, стал «Реванш». Он работает уже шесть лет. Кроме бывших заключенных организация помогает наркозависимым, ВИЧ-положительным и другим людям, попавшим в беду.

Съёмное двухэтажное здание ОФ «Реванш» вмещает 10 женщин. Тут они могут получить прописку, пройти реабилитацию, получить юридическую помощь и еженедельные сессии с психологом. Кроме этого, раз в месяц соцработники вместе с постояльцами устраивают перформансы и театральные шоу.

Максимальный срок, на который женщины могут здесь остановиться, — полгода, но бывает, что женщины встают на ноги быстрее. Мужчинам в помощи тоже не отказывают, к примеру, с документами, но не берут на подселение. Помимо этого, фонд помогает людям с судимостью найти работу. Это бывает крайне сложно. Из-за наложенной обществом стигмой люди вынуждены умалчивать о «темном» прошлом.

Также в Алматы есть еще один Центр социальной адаптации «Пана». Функционирует он при управлении занятости и социальных программ.

По состоянию на 14 ноября 2022 года охват услуг получателей в Центре составил 837 человек. В среднем 150-160 человек в день, что составляет 80-85 процентов наполняемости. Общее количество обратившихся лиц из числа осуждённых в Центр – 126 человек. Из мест лишения свободы — 19 человек, из них: состоявшие на учёте службы пробации – девять человек, лица, ранее судимые — 98 человек», — проинформировали в акимате.

В центре могут помочь с восстановлением утраченных документов, трудоустройством, регистрацией по месту жительства, обзорной рентгенографией и оказать психологическую и юридическую консультации. К слову, силами центра 26 горожанам удалось устроиться на постоянную работу. Это небольшая цифра на фоне граждан, которые ежегодно освобождаются из колонии. Значит государственные программы работают не очень продуктивно.

Какие варианты?

Находясь в тюрьмах, работники колоний производят многое: от домашних тапочек и продуктов питания до строительных материалов и мебели. Зарплата — от 25 до 80 тысяч тенге. Часть из этих денег по необходимости могла идти на покрытие долгов заключённых. Однако после тюрьмы у людей нет и такой работы. Варианты такие: «тряпка или тряпка», но даже на этой работе заключенных кидают с зарплатой.  Чтобы решить проблемы в 2015 году Светлана Жакупова, вице-министр труда и соцзащиты, предложила правоохранителям составлять списки осуждённых, которые в ближайшие полгода выйдут на свободу, и отправлять их в Минтруда, дабы те подготовили для них рабочие места. С того момента прошло более девяти лет, но ничего не изменилось. Параллельно с этим мировой опыт показывает, что это вполне рабочая схема. Зарубежным компаниям, принимающих на работу отбывших наказания дают льготы, поэтому они делают это охотно. К примеру, в американском штате Мичиган существует программа 30-2-2: 30 компаний нанимают двух работников, вышедших из тюрьмы, и отслеживают их прогресс в течение двух лет. Результаты показали, что за первые два года — с 2014 по 2016 год — через программу было трудоустроено 1709 человек. Подобная практика могла бы прижиться и у нас. Это помогло бы наладить жизнь не только заключенным, но и сократить в Казахстане уровень преступности…

Аксинья Титова

Recent Posts

В Алматы изъяли более 24 килограммов конопли (видео)

Сотрудники управления по противодействию наркопреступности Алматы в рамках республиканской оперативно-профилактической операции «Қарасора – 2025» изъяли…

17 часов ago

Президент Демократической Республики Конго Феликс Чисекеди прибыл в Казахстан

В Акорде состоялась официальная церемония встречи Президента Демократической Республики Конго, прибывшего с государственным визитом в…

17 часов ago

В Казахстане более 300 тысяч человек получают зарплату ниже минимальной

В Казахстане 329 тысяч граждан официально получают заработную плату ниже минимального уровня. Об этом заявила…

18 часов ago

623 медика получили зарплату после вмешательства прокуратуры

Прокуратура Аральского района Кызылординской области выявила нарушения трудовых прав в деятельности районной многопрофильной центральной больницы.…

19 часов ago

В Казахстане продолжается борьба с незаконным оборотом оружия (видео)

С 1 сентября в стране проходит оперативно-профилактическое мероприятие «Участок», в ходе которой особое внимание уделяется…

20 часов ago

Президенту доложили о ликвидации 15 ОПГ, в том числе 3 транснациональные.

Глава государства принял председателя Агентства по финансовому мониторингу Жаната Элиманова, сообщает пресс-служба Акорды. Касым-Жомарт Токаев…

2 дня ago