Categories: Политика

Женский образ в президентской кампании

Не президент, но президентка?

Вчера Центральная избирательная комиссия зарегистрировала двух кандидаток на предстоящий плебисцит — правозащитницу Салтанат Турсынбекову и общественную деятельницу Каракат Абден, которые станут, видимо, единственными женщинами в предвыборной гонке – еще нескольким выдвиженкам ЦИК отказал по причине отсутствия опыта работы на государственной службе или возрастного несоответствия.

За несколько десятилетий независимости гражданки практически не принимали участие в президентских выборах, а все разговоры о возможности заступления женщины на пост главы государства сводились к теориям заговора и многозначительными подмигиваниями – многие были уверены, что тема поднимается исключительно для упрощенной передачи власти путем прямого непотизма.

Новый Казахстан – время женщин

Но поскольку руководство «Нового Казахстана» взяло курс, декларативно во всяком случае, на реформирование общества и в вопросе гендерных отношений (женские квоты в парламенте, подписание международных обязательств по этому вопросу, постоянные заявления первых лиц), было решено внести некое разнообразие в предвыборную кампанию, которая в любом случае запомнится как самая короткая и скучная. Однако в реальности это благородное стремление реализуется в крайне двусмысленной и даже глумливой форме.

Духовность скреп

Высказываясь о своей сопернице Салтанат Турсынбекова, сделавшая себе имя на борьбе с семейным насилием на посту зампреда Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике и куратора нескольких схожих проектов, заявила, что относится к ней с большим уважением.

Странная и совершенно неуместная деликатность, учитывая, что та не просто борется с ней за электоральную поддержку, но являет собой полную противоположность идеалам равноправия.

В 2019 году имя Каракат Абден стало известно широкой аудитории из-за скандала с ее книгой «Ты казашка. Гордись!». Сочинение, представлявшее собой набор махровых традиционалистских штампов, предписывающих казахской женщине покорность, послушание и реализацию исключительно в качестве домашней прислуги, было с негодованием встречено значительной частью аудитории.

Одиозное сочинение (вернее цитаты из него – справедливости ради стоит отметить, что читать этот труд целиком желающих нашлось мало) привлекло внимание и возглавляемому Абден институту «Культурно-нравственного воспитания «Қазақ Қызы»», где за государственные деньги действовали платные курсы по домоводству, этикету и уважению к национальным традициям, чтобы это ни значило.

Участие странной институции в госзакупках и тендерах настолько разозлило общественность, что кажется не на шутку встревожило создателей и бенефициаров. Журналистка Фариза Оспан, первой опубликовавшая эти материалы, заявила о поступающих в этой связи угрозах – способ, к которому в «старом Казахстане» прибегали далеко не все коррупционеры из числа патриархальных агашек.

Зачем же Турсынбековой, отстаивающей противоположные ценности, проявлять подобную предупредительность к поборнице домостроя и даже мордобоя?

Феминизм как госидеология

Видимо, затем, что организаторам выборов не нужны острые конфликты по этому вопросу, который стал одним из самых важных факторов, раскалывающих общество и способных отвлечь внимание от главного кандидата. Выяснение нюансов, аргументы, подтвержденные фактами, апелляция к сторонникам – все то, что является настоящей политикой, может пугать государственный аппарат как призрак майданного хаоса.

Потому провозглашен искусственный и аккуратный консенсус, в котором поддержка равенства и верность демократической модели разделяется всеми, пусть только на словах.

Абден, например, заявила вчера, что тезисы из ее книги вырывались из контекста, в котором сокрыта убежденная приверженность прогрессивным идеалам. По ее словам, гендерное равенство в стране уже есть, а все казашки являются феминистками «от рождения».

Таким образом, официальный правительственный курс на принятие новой и ранее экзотической идеологии приводит пока не к конкретным достижениям, ощутимым для женской части населения, но к утрате четких критериев, сокрытию проблемных противоречий, а значит к отказу от серьезного разговора. Феминизм уже есть, присущ всем, никем не оспаривается, упоминается во всех важных документах, но все так же далек от практической реализации и наступательной повестки.

Ильяс Калиев

Recent Posts

Цифровые технологии усиливают безопасность в Павлодарской области (видео)

Цифровые технологии становятся важным инструментом в обеспечении общественной безопасности. В Павлодарской области ключевую роль в…

21 час ago

Глава государства принял президента компании Sumitomo

В Токио состоялась встреча Касым-Жомарта Токаева с руководителем одной из крупнейших и влиятельных японских торгово-инвестиционных…

21 час ago

Касым-Жомарт Токаев осмотрел Ситуационный центр Токио по чрезвычайным ситуациям

Данный комплекс является центральным звеном системы гражданской защиты и управления кризисами города, сообщает пресс-служба Акорды.…

22 часа ago

Президент Казахстана провел встречу с губернатором Токио

Касым-Жомарт Токаев и Юрико Коикэ обсудили вопросы сотрудничества в сфере цифровизации, развития технологий Smart city,…

22 часа ago

«Барыс» обыграл двукратных обладателей Кубка Гагарина (видео)

В рамках очередного игрового дня регулярного чемпионата Континентальной хоккейной лиги «Барыс» в гостях сыграл с…

1 день ago

Həqiqətən işləyən 5 vaxt idarəetmə texnikası

Son tarixlər yaxınlaşır, tapşırıqlar yığılır və gün heç nə düzgün edilməmiş hissi ilə başa çatır.…

2 дня ago