Сенат на пленарном заседании по вопросам прав человека в области уголовного правосудия на днях внес поправки. Чтобы заключенные казахстанки не теряли связь с детьми, теперь отбывающим наказание разрешили оставлять детей до четырех лет. При условии, что до освобождения матерям осталось меньше года.
До этого проживание ребенка с матерью в тюрьме разрешалось лишь до достижения им трех лет. После третьего дня рождения детей отправляют либо на воспитание к родственникам, либо в детские дома.
На сегодняшний день в Казахстане работает 79 исправительных учреждений. Шесть из них предназначены для женщин. И только в одном женщины могут проживать вместе с чадом, рожденным в неволе. Речь идет о колонии ЛА-155/4 в поселке Жаугашты Алматинской области. Сегодня там порядка 22 малышей. Если точнее, при тюремном блоке действует дом ребенка, который заключенные посещают в свободное от работы время.
По заверениям экспертов, побывавших на огражденной территории, там созданы все необходимые условия, включая несколько групп: ползунковая, ходунковая, старшая и изолятор. Последний используется не совсем по назначению: раньше это был своего рода лазарет, но сейчас там организован родильный блок.
На территории есть детский городок с беседками, лавочками в тени деревьев и скромными, но вполне современными горкой и качелями. На условия содержания детей ни матери, ни побывавшие на территории городка эксперты не жалуются. Говорят, дети обеспечены питанием, игрушками, одеждой и не обделены вниманием воспитателей.
Есть, конечно, и минусы. Первый – не хватает врачей, необходимых для полного обследования детей. Есть педиатр, но нет более узких специалистов.
Еще в недостаткам содержания детей вместе с родительницами можно отнести то, что при всем внешнем благополучии ребенок все равно находится в изоляции, где не может познавать всю полноту жизни, ее разнообразие и естественный порядок: автобусы, машины, детские секции, праздники, общение с другими детьми и животными, а также контакты не только с женщинами, но и с мужчинами. Как правило, единственный мужчина, которого они видят в городке, это доктор, в остальном их окружают мамы и воспитательницы.
Нужно понимать, что ребенку позволят находиться в тюрьме вместе с матерью, пока ему не исполнится четыре года, но с некоторой оговоркой – если осужденной осталось «мотать» меньше года. В остальных случаях все неизменно: когда малышу будет три года, наступит неизбежное прощание.
При этом отечественное законодательство не учитывает такие аспекты, как ментальная или физическая инвалидность несовершеннолетнего, ведь разлука с матерью может нанести урон и без того неокрепшей детской психике. Не лучше в этой ситуации себя чувствуют и матери. Бывают ситуации, когда на третьем году жизни они прощаются с детьми, а сидеть им еще лет 25.
По понятным причинам женщинам после пережитого оказывают всяческую поддержку: по возможности стараются не тревожить и относиться с деликатностью. В крайних случаях к делу подключают психолога, чтобы плавно и менее безболезненно сместить ракурс внимания заключенной на другие вещи.
Но даже если женщине до конца срока остается не так много, часто у вчерашней заключенной все равно нет возможности забрать ребенка. После освобождения многим едва хватает средств на еду, и существует большая вероятность, что женщина вернется на зону снова, особенно если на воле нет людей, способных оказать поддержку.
Бывают и другие случаи. Как признают отечественные правоохранители, иногда женщины приходят в тюрьму уже беременными не по чистой случайности: либо готовятся к этому, зная, что их посадят, либо ищут в тюрьме возможность свиданий с супругом. Такие отлично знают о привилегиях, которые им полагаются во время беременности и после родов: это и прогулки без ограничений на свежем воздухе, и более сбалансированное питание, и регулярное медицинское обслуживание.
Помимо этого, «мадонны» с младенцами могут рассчитывать на условно-досрочное освобождение. И иногда они его получают, но сразу после этого родительские чувства улетучиваются: детей бросают прямо на вокзалах. Иной раз в первые часы после освобождения.
Как признаются казахстанские психологи, работающие с заключенными, подобные истории материнства редко имеют счастливый финал. Этому способствует сама система, сложившаяся в казахстанских тюрьмах: после освобождения практически нереально найти свое место. Это бывает настолько сложно, что некоторые освобожденные с ностальгией вспоминают дни, проведенные с ребенком за колючей проволокой, ведь там было все необходимое для нормальной жизни.
Не все казахстанские правозащитники склонны считать, что матери должны иметь возможность воспитывать детей в тюрьмах. В каком-то смысле невинным малышам там действительно не место.
Об этом высказываются из года в год. В 2017 году депутат мажилиса парламента, уполномоченный по правам ребенка в РК Загипа Балиева тоже выступила по этому поводу на заседании круглого стола, посвященного правам уязвимых групп в местах лишения свободы.
33 ребенка, которые сейчас находятся в детских ясельках поселка Жаугашты, это свободные граждане свободной страны. Не было решений в отношении этих граждан, которые сейчас находятся в местах лишения свободы, без законных оснований. Получается, что их мамы отбывают наказание, а в это время в тюрьме находятся дети. Мы нарушаем права как минимум 33 граждан страны,
сказала она.
В этой связи депутат предложила вывести дом ребенка при исправительной колонии ЛА-155/4 в поселок Жаугашты Алматинской области за пределы этой тюрьмы либо применять отсрочку наказания по отношению к заключенным женщинам до достижения их детьми пяти лет.
Насколько положительно такие нововведения отразились бы на женщинах с детьми, неизвестно, ведь размышлять о жизни по ту сторону ограждения всегда проще.
В рамках Межгосударственной программы «Большие гастроли», организованной Министерством культуры Российской Федерации и посвященные 80-летию легендарного…
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…