Коллаж: ankasam.org
Политическое руководство стран Центральной Азии начало задумываться о создании союза. Поговаривают даже, что лидером может стать Узбекистан. Но первые попытки не увенчались успехом. Каковы шансы создания единого блока центральноазиатских стран и чем это может быть чревато для Казахстана, в интервью «Таза ел» рассказал политолог Азимбай Гали.
— В последнее время ходят слухи о едином блоке стран ЦА. Чем это обернется?
— Центральная Азия — это огромный рынок с 80 миллионами человек и многочисленными ресурсами. Регион соединяет Запад и Восток. Было бы неплохо, если бы страны, имея такую возможность, объединились в союз, определив свои позиции в геополитике. Но я не верю, что пять стран ЦА — Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан — объединятся и будут жить в согласии. Почему? На это есть несколько причин.
Во-первых , борьба за лидерство. Люди, сидящие во главе этих стран, ставят свои личные интересы и амбиции превыше судьбы своего государства. Никто не хочет ни перед кем преклоняться. Это большой барьер для создания единого блока.
Во-вторых , экономика этих стран находится в скудном положении. В данной сфере Казахстан лидирует, так как обладает большим экономическим потенциалом. Туркменистан – закрытая страна, хотя и богата газом. Но социальное положение там низкое. Ситуация в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане тоже не лучше. Часть населения кочует, живет на улице. Одним словом, экономическая интеграция между странами ЦА не налажена. Культурно-духовная связь – это отдельная история.
В-третьих, все эти пять стран — выходцы из СССР. Поэтому в народной памяти сохранился страх объединения.
В-четвертых, существует территориальный спор. Кыргызы и таджики время от времени идут на вооруженный конфликт. Подобные моменты наблюдаются и между узбеками и таджиками. Доходит до того, что Кыргызстан и Таджикистан оказывают на другие страны, расположенные ниже, давление, не делясь с ними ресурсами. Трудно говорить о единстве, когда все эти вопорсы не урегулированы, и когда не достигнут общий компромисс. В целом такие внутренние и внешние факторы являются препятствием для создания союза.
— В 2005 году Назарбаев выступил с инициативой создания союза стран Центральной Азии. Но другие не поддержали эту идею. В то время те, кто держал бразды правления, ставили конкуренцию личностей на первое место, отодвинув интересы государства. Сейчас же нет ни Назарбаева, ни Каримова, ни Ниязова. Лидеры сменились почти у всех государств за исключением Таджикистана. Может теперь есть шанс?
— Пока рано задумываться об этом. Эмомали Рахмона, который сидит на кресле президента с 1994 года, скоро сменит его сын Рустам. В Туркменистане «трон» Гурбангулы Бердымухамедова унаследовал его сын Сердар. В Кыргызстане пришел молодой Жапаров, у узбеков — Мирзиёев, у казахов — Токаев. Лидеры сменились, но намерения остались прежними. В этом то и загвоздка. Сейчас, похоже, за лидерством гонится Узбекистан. Так, за последний год в Самарканде и Ташкенте проводились крупные саммиты. Узбекистан хочет стать центром Средней Азии и для этого вкладывает все усилия. В свое время подобные мероприятия проводились только в Казахстане. Сейчас, по всей видимости, узбеки запустили тот же процесс. Для стран ЦА для начала нужно продвигать экономический процесс. Этот регион богат полезными ископаемыми.
— Что насчет влияния России и Китая? Похоже, они не заинтересованы в этом…
— Это действительно так. В частности, Россия ведет переговоры со странами ЦА, но при этом закрепляет свою гегемонию. Она поддерживает политические, военные и экономические механизмы. При удобном случае всегда готова оказать давление. Тем не менее у стран региона есть хорошая возможность, чтобы отдалиться от РФ. Китай держит совсем иную позицию. Он владеет такой же экономической мощью, как США. В программу «Один путь — один пояс» вливаются сотни миллиардов долларов. Страны ЦА могут воспользоваться этой возможностью и поднять свою экономику. То есть лучше сосредоточиться на этом. На последнем саммите ЦА — Китай Пекин подписал договоры на 50 миллиардов долларов. 25 миллиардов узбекам, 22 миллиарда казахам. Это новые логистические центры, десятки заводов и тысячи рабочих мест.
Однако «синдром китайца» сильно повлиял на центрально-азиатский регион, и это результат российской идеологии. СМИ часто писали об этом, запугивали людей. Целью России было удержать ЦА под своим контролем. Но пока что мы не слышим, чтобы Китай завоевал хоть одну страну. Наоборот, развиваются государства, расположенные на Индокитайском полуострове, имеющие хорошие отношения с КНР. Мы также должны усилить экономическую интеграцию с этой страной. Потому что рынок в 1,5 миллиарда нам необходим. Если мы сможем торговать с соседями вместо того, чтобы вывозить богатство далеко за пределы, то многое выиграем. Конечно, если нет угрозы государственной и национальной безопасности. Для Китая однако лучше будет, если среднеазиатские республики будут жить по отдельности, нежели в союзе. Так как Пекин рассматривает регион как источник сырья, гораздо проще прийти к договоренностям с каждой страной индивидуально, чем найти общий язык с целым союзом.
— Есть также слухи о создании военно-политического и культурно-экономического объединения тюркских народов – «Великий Туран». Насколько это реально?
— На самом деле это очень даже не плохая идея, на мой взгляд. Как и многие ассоциации, организации и союзы в мире, было бы хорошо, если бы тюркские народы смогли сформировать свой собственный военно-политический и экономический союз. Первые шаги уже сделаны. Раньше Организация тюркских государств была лишь культурно-духовным советом. А теперь это целая Организация, которая даже имеет фонд в размере 500 миллионов долларов. Во главе стоит Турция, которой правит Эрдоган. Понятно, что Центральная Азия возлагает надежды на Турцию. Потому что Турция входит в топ-20 стран с сильной экономикой. Член самого могущественного военного блока НАТО, страна, которая на протяжении шести веков была могущественной империей, а сегодня полностью утвердилось как государство. Оказывает влияние на Ближний Восток, некоторые части Европы, Кавказ, тюркское население России и страны ЦА. Но возникает страх: «Избавились от СССР и перейдем в руки турков?».
В целом государствам ЦА выгоднее создать «Туран», чем Центральноазиатский союз. Почему? Потому что экономика и военная мощь на слабом уровне, а политика все еще вялая. Бедные страны так и останутся источником сырья для других, и не проживут долго. А такое объединение как «Туран» станет масштабным и мощным.
Переводные статьи могут не отражать позицию редакции и публикуются с целью повышения информированности наших читателей.
Комитет национальной безопасности провёл масштабную спецоперацию, в результате которой был ликвидирован международный канал контрабанды наркотиков,…
Глава государства провел встречу с Председателем Великого Государственного Хурала Монголии Дашзэгвийном Амарбаясгаланом, сообщает пресс-служба Акорды.…
На торжественной церемонии в Акорде Касым-Жомарт Токаев подчеркнул особую роль нефтегазового комплекса в национальной экономике…
В Казахстане продолжается поэтапная замена старых банкнот на купюры нового дизайна. Национальный банк Республики Казахстан…
В Астане состоялся матч отборочного турнира чемпионата мира-2026 по футболу между сборными Казахстана и Уэльса.…
Компания Xiaomi представила в Казахстане Redmi 15C — устройство, сочетающее тонкий, изящный дизайн и большой…