Экономика

Вода в Жамбылской области: не было, нет и не будет?

Казахстан делит сырдарьинскую воду с Кыргызстаном по соглашению 1998 года. Поэтому засуха и гибель урожая на юге страны — не из-за воровства, как сказала министр экологии Зульфия Сулейменова, и не потому, что «Казводхоз» плохо работает. Проблема — в межгосударственном диалоге. Которого, как и воды, нет.

Но спускать всех собак на кыргызов, опять же, не стоит. Хотя бы потому, что свою часть того самого 25-летнего соглашения они исполняют. А вот Казахстан давно нашел способ напоить маловодные южные регионы путем строительства трех водохранилищ и добычи подземной воды. Но по факту Жамбылская область находится на грани введения режима ЧС из-за гибели урожая.

Ждите… когда-нибудь

Немного истории вопроса.

Главная особенность водообеспечения Жамбылской области в том, что 80% имеющихся водных ресурсов она получает из Кыргызстана. У рек Талас и Шу истоки находятся в соседней республике, река Аса образуется от слияния рек Терс и Куркуреу, а исток последней также в Кыргызстане. Правда, и у нас в области берет начало река Аспара, которая затем несет свои воды в Кыргызстан. Между Казахстаном и Кыргызстаном действует положение о делении стоков рек Шу и Талас от 1983 года, а по Куркуреу су и Аспаре — от 1948 года. Также в области имеются крупные водохранилища — Каракунуз, Тасуткельское, Терс-Ашибулакское, Ынталинское и Какпатас,

еще в 2015 году рассказывал о проблемах региона тогдашний директор Жамбылского филиала РГП «Казводхоз» Конырбай Шатанов.

И он упоминал как запущенное состояние каналов подачи воды, так и регулярные срывы межгосударственных договоренностей Кыргызстаном.

В октябре 2020 года Министерство экологии и природных ресурсов на своей официальной странице в Facebook разместило многообещающий пост о том, как в 2021 году завершатся работы по реконструкции оросительных каналов и дренажных систем стоимостью 21 млрд тенге, что обеспечит поливной водой десятки сел, 30 лет сидевшие без воды.

Фото 2020 года с официальной страницы Минэкологии в Facebook.

В ноябре 2021 года замакима Жамбылской области Нуржан Нуржигитов рассказывал журналистам, как отважно аграрии региона боролись за свои урожаи без воды.

Два года идет очень большой ремонт по всем нашим водным каналам на территории области. Европейский банк реконструкции и развития выделил для Жамбылской области 29 миллиардов тенге на ремонт 310 каналов общей протяженностью почти полторы тысячи километров. По графику работы должны были уже закончиться, но есть различные объективные и субъективные факторы… В итоге эти работы у нас продлятся еще на два года. Объем работ выполнен на 6,5 миллиарда,

сказал чиновник.

Он упомянул также Дорожную карту на 2022-2024 годы, утвержденную тогдашним акимом области Бердибеком Сапарбаевым, по которой за три года в регионы должны, цитирцуем слова Нуржигитова: «полностью оросительную систему восстановить, это порядка 717 каналов. Занимаются этим филиал республиканского предприятия «Казводхоз» и местные исполнительные органы. Где-то 500 километров лотково-бетонную систему устанавливаем, где-то просто механическая очистка. Установка бетонных лотков позволит сэкономить 20 процентов воды, которая сейчас теряется за счет прокачивания по земляным каналам. То есть если мы из Кировского водохранилища 500 миллионов кубов берем, 100 миллионов кубов, которые раньше просачивались и уходили в землю, мы сохраним для полива».

Бремя содержания

Через полгода появились новости о том, как Китай поможет Казахстану решить водные проблемы на юге страны. Предшественник Зульфии Сулейменовой — Сериккали Брекешев — даже рассказывал в июне 2022 года, что

по Арало-Сырдарьинскому бассейну ведется работа над созданием водно-энергетического консорциума Центральной Азии, который позволил бы соблюсти баланс интересов всех стран, в том числе в энергетике, поливной воде и экологических нуждах Приаралья и Арала.

Умных слов чиновниками за последние годы сказано действительно много. Может, где-то и работы физически ведутся, но 15% урожая в Жамбылской области в 2023 году все равно сгорело. Аграрии получат компенсации, конечно, но вместе с лещами от чиновников, что «нерационально тратят водные ресуры» и что «воруют воду».

Что в это время Кыргызстан? Ему самому поливной воды не хватает, но 42% водных ресурсов из Чуйской области он продолжает поставлять в Казахстан. Об этом в июне 2023 года в Бишкеке говорил директор службы водных ресурсов при Минсельхозе Алмазбек Сокеев.

По подписанным в разные годы соглашениям о распределении воды между Кыргызстаном, Казахстаном и Узбекистаном в обмен на кыргызскую воду казахи и узбеки несут свои обязательства.

Казахстан ежегодно проводит работы на 179 млн тенге (около 400 тысяч долларов), Узбекистан перечисляет более 35 млн сомов (400 тысяч долларов) в бюджет Кыргызстана на ремонтные работы, на те объекты, которые у нас есть в межгосударственном вододелении на территории Кыргызстана. Этих средств хватает только на то, чтобы их содержать,

уточнил Сокеев.

Не значит ли это, что сокращение поставок воды в Казахстан было связано как раз с нашим жлобством по содержанию гидротехнических сооружений? Ответной реакции на это заявление Сокеева со стороны чиновников Казахстана не было, хотя прошло уже 2 месяца.

Мы посмотрим на ваше поведение

Из последних новостей: Казахстан к концу 2023 года собирается изменить соглашение с Кыргызстаном и Узбекистаном об использовании ресурсов бассейна реки Сырдарьи. Эта возможность прописана в концепции об управлении водными ресурсами на 2023-2029 годы. Очень интересная тактика. Причем у Казахстана с Кыргызстаном водные стычки происходят систематически. Вспомнить хотя бы политический конфликт 2018 года, когда Кыргызстан пригрозил перекрыть воду Казахстану, если стороны не смогут договориться об управлении рекой Шу. Видно, что в этой борьбе никто уступать не собирается, а пострадавшими всегда будут люди вне политики.

Поэтому эксперты-аграрии уже не первый год ставят вопрос ребром — дайте отчет о работах по борьбе с маловодьем, выполненных хотя бы за последние 10 лет.

Когда Минэкологии говорит нам, что в отсутствии воды виновата засуха, то для меня это звучит, как «в том что нет денег, виновата бедность». То, что в Жамбылской области будет засуха к середине августа, было понятно, и мы кстати озвучивали на закрытых совещаниях, правда, не в профильном министерстве. В Минэкологии со мной вообще встречаться не особо хотят. А понятно, что будет засуха, было давно, поскольку последние 20 с лишним лет это уже тенденция — к середине августа водохранилища уходят за черту критического состояния. Так что Минэкологии пусть не п.. лукавит, насчет причины и следствия. Или пусть скажут, какие мероприятия были проведены за последние 10 лет, чтобы предотвратить эту ситуацию, которую легче легкого было спрогнозировать»,

отметил в своем Телеграме Кирилл Павлов.

Александра Алёхова

Recent Posts

Свидание с искусством — бесценно: общественные слушания по проекту реконструкции здания театра им. Н. Сац

Сегодня, 20 мая, по инициативе проектировщиков ТОО «Engineering center ltd» в Государственном академическом русском театре…

6 часов ago

Франция примеряет европейскую корону лидера искусственного интеллекта

На этой неделе Франция примет у себя руководителей технологических компаний и политических деятелей, включая бывшего…

6 часов ago

Как изменение климата ударит по экономике богатых стран

Исследователи обнаружили, что повышение глобальной температуры на 1 градус приводит к снижению мирового валового внутреннего…

6 часов ago

За кулисами трагедий: на одного госинспектора приходится более 550 опасных предприятий

Система промышленной безопасности Казахстана переживает не лучшие времена, констатирует Energyprom. При высоком уровне производственного травматизма…

6 часов ago

Казахстан отказался от проведения международного форума

В Астане отменили проведение международного ІТ-форума Digital Bridge 2024, сообщает Министерство цифрового развития Казахстана. Касым-Жомарт…

7 часов ago

Изменились правила регистрации кондоминиума

Министерство юстиции РК подготовило приказ, которым вносятся изменения в Правила государственной регистрации объекта кондоминиума, сообщает…

7 часов ago