Люди любят вино.
Люди любят музыку.
Люди любят заниматься любовью под вино и музыку.
Последнее не лишено оснований, хотя пока и не подтверждено серьезными научными изысканиями. В отличие, например, от исследований о влиянии музыки на восприятие вкуса вина.
Доклад на эту тему был представлен широкой общественности Эдинбургским университетом Хериот-Ватт еще 14 лет назад. Тогда ученые опубликовали результаты своих наблюдений за 250 добровольцами, которые пили красные и белые вина во время прослушивания музыки и в тишине. Поразительно, но в рамках эксперимента было доказано, что вкус вина может меняться на 60% в зависимости от музыкального произведения.
Однако самым главным итогом исследования шотландцев стало то, что другие ученые подхватили их потрясающую «винно-научную» эстафету и продолжают исследования до сих пор.
В 2013 году команда профессора Чарльза Спенсера из Оксфордского университета провела два разных эксперимента с группами по 25 человек. Согласно одному из их выводов, участники воспринимали вино как более сладкое на вкус и больше наслаждались им, слушая «подходящую музыку», чем дегустируя напиток в тишине.
Таким образом, самый простой способ улучшить вкус вина – это слушать музыку, которая нравится.
По мнению ученых, синергия между двумя формами искусства происходит «из-за передачи ощущений, переноса любви к музыке на любовь к вину». Поэтому для настоящих ценителей вина и классической музыки «Струнный квартет № 1 ре мажор» П.Чайковского оказался хорошим сочетанием для Château Margaux 2004 года.
В новой области научных исследований, надо отметить, ученые из разных стран мира оказались на редкость единодушны.
Неопровержимы доказательства того, что музыка действительно влияет на восприятие вкуса и аромата,
убежден Дэмиен Уилсон, профессор маркетинга в Институте винного бизнеса из Калифорнии (США).
Нет никаких сомнений в том, что музыка напрямую влияет на наши эмоции, и эти подсознательные чувства могут изменить то, как мы воспринимаем стимулы через наши органы чувств,
соглашается с американским коллегой профессор Ларри Локшин из Университета Южной Австралии.
Наш вкус и запах – это реакция на раздражители, и эти раздражители не электрический сигнал, как видеофайл, а каскад химических взаимодействий между нервными окончаниями,
подчеркивает Локшин.
В 2018 году сотрудники Лаборатории кросс-модальных исследований в Оксфордском университете официально заявили, что «строгие эмпирические исследования сумели убедительно продемонстрировать общие связи между слухом и вкусом вина». В связи с этим известный австралийский винный обозреватель Марк Шилд даже предложил «забыть о числовых значениях для оценки вин и вместо этого просто оценивать их, сопоставляя с определенными музыкальными произведениями».
Между тем, на вопрос, какая именно музыка наиболее благотворно влияет на те или иные сорта и стили вина, его вкус и «раскрываемость букета» однозначного ответа нет. Исследования показывают, что разная музыка может оказывать различное воздействие. Классика и фолк, джаз и рок, рэп и поп-музыка воспринимаются и доставляют удовольствие по-разному, поэтому один музыкальный стиль не может иметь одинаковый эффект на разных людей.
В этом смысле, вероятно, успешным будет тот, кто сможет навязать свое мнение. Так, испанский производитель игристых вин – кавы – Castell Sant Antoni недавно выпустил линейку премиального вина Jazz Nature вместе с джазовым альбомом. По задумке виноделов «кава и звуки джаза должны дополнять друг друга таким образом, чтобы позволить получить потребителю уникальный дегустационный опыт».
Можно ли говорить о наступлении новой эпохи в распитии вин? Конечно же, нет. Музыкальное сопровождение или же, наоборот, тишина, могут быть необходимы тем, кто любит наслаждаться исключительно вином, зачастую без закусок даже в виде сыра или фруктов. Им важны цвет и аромат, вкус и послевкусие, они отличают нюансы «первого и второго носа», требовательны к температуре подачи и формам бокала, щепетильны в годах урожая, известковости или каменистости терруаров. Зачастую это профессиональные дегустаторы, сомелье, винные журналисты или обыкновенные снобы.
Настоящим любителям и ценителям вина все вышеперечисленное тоже не чуждо. Для кого-то – даже крайне критично. Но скорее всего модному «музпэйрингу» они предпочтут классический фудпэйринг (Foodpairing). Не случайно эта область знаний о сочетании продуктов и напитков с разными вкусами и запахами превращается в специальную дисциплину гастрономии как науки.
Человек, как известно, ощущает пять основных вкусов – сладкий, соленый, горький, кислый и умами, но благодаря обонянию может различать до 10 000 различных запахов. И это играет существенную роль, ведь ароматы являются ключевым фактором восприятия вкуса и, следовательно, важны для синергии пищи и вина.
Безусловно, хорошо бы многим научиться понимать вино и правильно сочетать его с блюдами. Ведь несмотря на рост продаж в Казахстане и появление действительно интересных экземпляров со всего света, краеугольным камнем в восприятии вина до сих пор является обывательское представление, что «к мясу нужно красное, а к рыбе и курице – белое».
Для тех, кто хочет развить свои навыки в пейринге блюд и вина, можно посоветовать книгу Криса Моррисона «Это не винный гид». Автор в остроумной и доступной форме рассказывает, что делает винопитие таким вкусным и запоминающимся, о том, как создать впечатление о вине, что и как пить, при каких обстоятельствах, в каких бокалах и с какой едой.
Еда, ее ароматы и текстуры являются постоянным ориентиром на протяжении всей книги просто потому, что сомелье и писатель Крис Моррисон категорически утверждает: «Вино не имеет смысла без еды».
Однако даже если человек не «выпил свою бочку», не разбирается в сортах винограда и стилях вина, не знает, что аргентинский мальбек делает восхитительным банальный стейк, а пино нуар из Новой Зеландии превращает утку с соусом из красных фруктов в самый роскошный ужин на Земле, он может понимать главное.
Идея ведь не только в том, чтобы правильно включить вино в свой образ жизни. В конце концов, искусственный интеллект научился успешно вычислять все расчеты и алгоритмы, превращая процесс потребления пищи в волшебное действие. Это и есть самая интересная фишка фудпейринга в кулинарии и одновременно ее «секрет Полишинеля».
Философия состоит в том, что наше отношение и мышление являются ключом к тому, как наслаждаться вином или музыкой, кулинарными изысками или другими излишествами. Отсюда понятно, что основной «ингредиент» того же застолья отнюдь не еда, питье или музыка. Фундаментальная основа счастья остается неизменной – компания близких и любимых людей. А вино и музыка – всего лишь побочная тема или аккомпанемент к вечной главной Мелодии любви.
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…
20-21 октября по приглашению Касым-Жомарта Токаева Казахстан с государственным визитом посетит Президент Азербайджана Ильхам Алиев,…