Главное

Устаревшие дороги Казахстана: опрос показал недовольство казахстанцев качеством дорог

Когда-то строительство дорог помогло вывести США из затяжной экономической депрессии в 30-х гг. Смогут ли наши дороги вывести Казахстан на новую траекторию развития?

Институт общественной политики провел исследование, чтобы узнать, как наши соотечественники оценивают качество дорог в Казахстане, в том числе в своих населенных пунктах, между близлежащими населенными пунктами, а также уровень междугородних трасс и магистралей.

Результаты опроса показали, что 38% респондентов не удовлетворены состоянием дорог в своих населенных пунктах. Особенно высок уровень недовольства жителей Северо-Казахстанской (68%), Восточно-Казахстанской (66,3%) и Актюбинской (61,3%) областей.

Некоторые опрошенные отметили полное отсутствие дорог в их населенных пунктах, преимущественно в недавно созданных Абайской (18,8%) и Улытауской (6,7%) областях.

Почти столько же, 39,6% казахстанцев, высказали жалобы на дороги между близлежащими населенными пунктами. Как и в случае с внутренними дорогами, в числе лидеров по недовольству оказались Актюбинская (65,1%), Северо-Казахстанская (62%), Восточно-Казахстанская (65,3%) и Карагандинская (76,3%) области.

Меньшее количество нареканий вызывают междугородние трассы и магистрали (32,1%). Проблема наиболее актуальна в Восточно-Казахстанской (62,4%), Актюбинской (62,3%), Западно-Казахстанской (53,9%), Улытауской (54,8%) и Карагандинской (52,6%) областях.

Необходимо отметить, что год от года на ремонт и строительство автодорог выделяются значительные средства. Только в 2023 году было выделено 788,4 млрд тенге. Из этой суммы 385,2 млрд тенге направлено на дороги республиканского значения, а 403,2 млрд тенге — на дороги местного значения. При этом почти треть расходов (29,4%) местного значения приходится на три мегаполиса: г. Алматы (61,4 млрд тенге), г. Астана (44,5 млрд тенге), г. Шымкент (12,8 млрд тенге). Интересно, что объем ремонтных работ охватывает больше километров дорог, чем фактически требуется.

Согласно официальным данным, лишь 9% республиканских и 15% областных и районных дорог не соответствуют нормам в 2023 году. Тем не менее, по информации Министерства транспорта, в текущем году ремонт и реконструкция проводятся на 6,5 тыс. км автодорог республиканского значения (26,1% от их общей протяженности). Кроме того, до 2029 года запланирован ремонт 14 тыс. км дорог областного и районного значения, что составляет 20% от их протяженности.

Однако остро стоит вопрос качества дорожных работ. В первом полугодии 2023 года Национальный центр качества дорожных активов выявил 70% нарушений при строительстве местных дорог. Более того, 30% дорожных участков всех уровней не соответствуют требованиям и нормам. За текущий год в государственные органы поступило более 19 тыс. обращений и жалоб граждан по качеству автомобильных дорог.

Кстати, о существующих нормах. По официальным данным, 91,1% всех дорог в нашей стране имеет твердое покрытие. Однако к этой категории относят не только дороги с асфальтобетонным покрытием, но также и насыпь из гравия и щебня. Очевидно, что вышеуказанные факторы могут вызывать недовольство населения, а предпринимаемые государством меры не соответствуют их ожиданиям. Назрела необходимость пересмотра критериев и нормативов качества дорог. Во главе угла должен быть комфорт и удобство людей, а не строгое следование устаревшим стандартам. Это реализуемо только при активном участии граждан через общественный контроль и мониторинг.

Исследование проведено в июле 2023 года. В опросе приняли участие 2 000 казахстанцев старше 18 лет. Опрос проводился по национальной репрезентативной выборке. Ошибка выборки не превышает ±2,2%.

Ануар Нурпеисов

Recent Posts

Байден развязал тарифную войну с Китаем ради выборов

Президент США Джо Байден обнародовал пакет резкого повышения тарифов на ряд китайских импортных товаров, включая электромобили,…

2 часа ago

С логистической компетенцией в правительство все плохо — депутат

Низкий уровень международных перевозок и отсутствие компетентности чиновников в сфере логистики вызвало вопросы у депутата…

3 часа ago

Торговля падает, но потенциал есть — министр торговли и интеграции

Товарооборот Казахстана со странами Центральной Азии в прошлом году составил 7,7 млрд долларов, сообщил вице-министр…

3 часа ago

Активы Нацфонда сократились еще на 1 трлн тенге

Активы Нацфонда сократились в апреле на 2,7%, с $60,7 млрд до $59,1 млрд (или на…

3 часа ago

Необходимость создания нового госоргана объяснили в МЧС

Вице-министр по ЧС Бауыржан Сыздыков на пресс-конференции в правительстве объяснил необходимость расходов в 1,6 млрд…

3 часа ago

«Визу кочевника» собираются внедрить до конца года

Для продвижения Казахстана на туристическом рынке в стране внедрят визу современных кочевников (Neo Nomad Visa),…

4 часа ago