Известный политолог Данияр Ашимбаев в интервью Ia-centr.ru делится своим видением политических процессов в государстве.
В Казахстане бывшие «тяжеловесы» из сферы политики и бизнеса сегодня не ведут публичной деятельности – например, ничего не слышно про Аскара Мамина или Имангали Тасмагамбетова. В стране политическая деятельность вообще во многом перешла в блогосферу, а бои между группировками ведутся исподтишка.
– Какие перспективы у политиков эпохи Назарбаева, которые на данный момент отошли от публичной деятельности?
– На самом деле политиков «другой эпохи» на данный момент нет. Потому что временного разрыва между «старым» и «новым» Казахстаном как такового не было.
В условиях поэтапного ухода Нурсултана Назарбаева имела место смешанная модель. Елбасы как бы отвечал за стратегическое управление и контроль – понятно, что часть элиты на него все равно ориентировалась.
Изначально сложно было сказать, была ли определенная группа «чисто токаевских» и «чисто назарбаевских». 90% «элиты» страны в 2019-2022 годы тяготели и к Назарбаеву, и к Токаеву. Поэтому водораздел проводить сложно
Если говорить о тех фигурах-тяжеловесах, которые ушли со своих постов в январе-феврале этого года, понятно, что они считали себя больше «назарбаевскими», чем «токаевскими».
По ситуации эти персоны отстранены от публичной политики, но по факту остаются в политике.
Во-первых, есть категория старых соратников Назарбаева, знаковых для нашей политики, которые в силу известных причин отошли от дел.
К таковым на данный момент можно отнести и бывшего премьер-министра Аскара Мамина (56 лет, ушел в отставку 5 января 2022), экс-спикера мажилиса Нурлана Нигматулина (подал в отставку 1 февраля 2022) и бывшего первого зампреда партии Nur Otan (ныне AMANAT) Бауыржана Байбека (ушел в отставку 2 февраля 2022).
Они и были тяжеловесами, и собственно ими остаются в силу авторитета, знания системного управления и публичного авторитета. Те дискредитационные кампании против них, которые сейчас идут, только подтверждают этот тезис.
Нужно понимать, что это не совсем публичные политики. У нас, кстати, к указанной категории, можно отнести только известную долю партийных активистов, депутатов или модных ныне блогеров.
В массе своей и теперь, и прежде «классический» казахстанский политик – это высокопоставленный госслужащий, умеющий работать со СМИ и публично выступать. Иногда
Мамин, несмотря на то, что занимал пост премьера, публичным политиком не был. И Нигматулин в чисто публичной политике участвовал только находясь на тех постах, которые к ней обязывали: первого зампреда партии Nur Otan и спикера мажилиса.
Когда Нигматулин занимал посты заместителя руководителя или руководителя администрации президента, его в публичной политике не было видно
То же касается и Байбека, хотя он как дважды руководитель Nur Otan и аким Алматы на публике был намного чаще.
Поэтому вопрос отсутствия «тяжеловесов» в сфере «публичной политики» вполне понятен. В каком качестве они бы в ней присутствовали? Оппозицией эти люди точно не являются, и скорее всего, этот сегмент их не интересует.
Должностей, которые предполагают определенный публичный статус, когда-то представители высшего эшелона власти на данный момент не занимают. Думаю, что имели место договоренности при уходе с прежних постов о том, что их определенное время не будет на поле. Поэтому этих персон не видно и не слышно.
Сейчас распространена публичная критика этих политиков как представителей «Старого Казахстана». На них принято вешать всевозможные грехи, хотя многое из того, что им инкриминируется, можно отнести в большей мере к издержкам работы, чем к криминалу
Аналогично работают информационные кампании в отношении некоторых родственников Елбасы, которые непосредственно бизнесом или политикой давно не занимались, но под их крылом расплодилось определенное количество энергичных бизнесменов, которые пользовались их рангом и решали свои вопросы. А когда патрон оказался в опале, все негативные кампании оказались направлены против него. Это чистейшей воды конъюнктурщина.
Мы видим, что Нигматулина и Байбека активно делают символами «Старого Казахстана», стараются изо всех сил создать им негативную репутацию
Вместе с тем понятно, что Нигматулина уважали все, но мало кто любил в силу жесткого характера, определенного стиля принимать решения и жестко контролировать исполнение. Из-за этого Нурлан Зайруллаевич часто подвергался критике.
Но хотел бы отметить, это касается Имангали Тасмагамбетова, отправленного в отставку с государственных постов еще при Назарбаеве, что у политиков «старой школы» было определенное реноме. Они считались очень эффективными чиновниками, которые не боялись ни ответственности, ни публичности. Можно и Мамина в этой связи лишний раз упомянуть.
– Кажется, что Аскар Мамин тут все же исключение из правила?
– Мамин в принципе никогда не был публичен и пришел, в отличие от Тасмагамбетова и Нигматулина, из другой категории. Однако это человек, умеющий принимать решения и не боявшийся брать на себя ответственность.
Это роднит его и с Нигматулиным, и с Тасмагамбетовым, и с ушедшим в январе по состоянию здоровья Крымбеком Кушербаевым (до 5 января 2022 работал государственным секретарем)
Помнится, когда Аскар Узакпаевич только начал выдвигаться на самостоятельные роли, в столице уважительно говорили, что Назарбаев его ценит за то, что Мамин не имеет привычки бегать и клянчить ресурсы или поддержку.
Более того, чтобы выполнить в срок одно из поручений первого президента, Мамин, будучи акимом столицы, продал часть своего прежнего бизнеса и вложил этот доход в порученный проект
То есть три комсомольца и Мамин – люди с жестким стилем управления, а у таких людей очень много недоброжелателей. И те схемы и решения, в которых их сейчас обвиняют, возможно, подаются однобоко.
Но то, что эти люди могли принимать решения, умели это делать, также как и брать на себя ответственность, этого у них не отнять. Да, какие-то решения были неправильными и давали негативный эффект. Но учитывая общую проблему госаппарата (это касается и «Старого», и «Нового» Казахстана), заключающуюся в том, что чиновничество не любит брать на себя ответственность и категорически от нее уклоняется, эти фигуры можно считать редким исключением.
Если, к примеру, взять назарбаевских премьеров, сразу видно, какой тип был в наибольшей востребован.
Сергей Терещенко, Акежан Кажегельдин, Нурлан Балгимбаев, Касым-Жомарт Токаев, Имангали Тасмагамбетов и Даниал Ахметов не боялись ни ответственности, ни бремени сложных решений, ни публичности
Кажегельдин, конечно, личный пиар возвел в абсолют, в отличие от тех же Балгимбаева или Ахметова.
Касым-Жомарт Токаев, будучи главой правительства, в условиях сложной экономической ситуации и олигархических войн показал себя очень достойно. Он спокойно и аргументированно отстаивал курс правительства, полемизировал с оппонентами и депутатами.
Мне кажется, именно этот период его работы и стал основным аргументом в пользу выбора его преемником Назарбаева.
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…
20-21 октября по приглашению Касым-Жомарта Токаева Казахстан с государственным визитом посетит Президент Азербайджана Ильхам Алиев,…