Categories: Политика

«У нас все хорошо»: как правительства вербуют блогеров?

Новость о том, что правительства привлекают к пропаганде государственных идеалов блогеров не новая. Это началось с момента зарождения блогинга, но в последнее время данная услуга все популярнее. Разница лишь в том, что в некоторых странах блогерам предлагают сотрудничество, предоставляя им выбор: взять деньги и скандировать госзаказ или отказаться от предложения. В других странах блогеры имеют более ограниченный выбор: согласиться на сотрудничество или сесть в тюрьму. Тут уже не до финансовой выгоды.

Кто не любит, тот завидует

В тяжелом положении оказались туркменские блогеры. Правительство обещает упечь за решетку тех, кто откажется вещать о «процветающем Туркменистане». За любой контент, хоть как-то компрометирующий репутацию страны они также могут оказаться в тюрьме.

Кроме того, чиновники предупредили пользователей Сети, что даже за поставленный «лайк» или комментарий под антиправительственным контентом тоже можно схлопотать наказание.  

Правительство Туркменистана и раньше жестко фильтровало информационную повестку страны. Бану подвергались сайты, чья позиция отличается от государственной, а также социальные сети, где люди могли обмениваться новостями.

Конечно, граждане авторитарной страны уже адаптировались к этому. В привычку вошло использование VPN-технологий, способных обмануть ограничения. Это стало единственным способом увидеть реальную картину происходящего.

Правительственные СМИ и порталы транслируют положение Туркменистана как самое благополучное: в государстве множатся учебные учреждения и торговые центры, счастливым семьям выдают квартиры, а старики, не сетуя на старость радуются началу садоводческого сезона.

Все это происходит параллельно с тем, что в школы врываются стражи правопорядка, бесцеремонно проверяют телефоны учащихся на антиправительственный контент, а студентов вынуждают оставлять подписки о том, что они «обещают» не использовать VPN-инструменты для доступа к запрещённым сайтам.

Патриотизм за деньги

Не так критично, но все же не радужно обстоят дела в соседней России. Только там блогеры имеют другой выбор: содействовать правительству за деньги, либо не содействовать, но и не мешать, иначе карательные отряды рано или поздно постучатся в дом врага государства. Особенно это стало актуально с начала войны в Украине.

В конце февраля инстаграм и тик-ток-блогеры с небольшой аудиторией подписчиков получили госзаказ на патриотично настроенные посты c хештегами в духе #своихнебросают и #времяпомогать, а также на новостные «разоблачения» о «фейковой информации в СМИ». Для некоторых блогеров такие вбросы стали единственным источником дохода, потому и отказываться от него многие не стали. Стоимость одной политической рекламы доходила до нескольких десятков тысяч рублей.

Об этом Forbes рассказал основатель рекламного агентства Social Stars Максим Петренчук, имеющий источники среди блогеров.

По его словам, для того чтобы распространить политическую рекламу под песню L’One «Брат за брата», где образно братьями должны были выступать Россия и Донбасс, под задачу искали 40–60 «мелких» неизвестных тиктокеров. То есть брали количеством, а не размером аудитории. За это участникам челленджа предлагали по 60 000 рублей.

Сколько всего блогеров запустили пропагандистские видео сказать сложно, однако по состоянию на 5 марта прошлого года видеоролики по хештегу #своихнебросаем набрали суммарно 177,3 млн просмотров, #ДавайЗаМир — 31,4 млн, #ВремяПомогать — 11,5 млн. Надо полагать, свое дело они сделали.

Не отстаем…

Наблюдая за ситуацией за кордоном, нельзя сказать, что Казахстан в этом смысле как-то отстает. Многие казахстанцы даже не подозревают как много государственного контента лайкают ежедневно. 

Как однажды признался казахстанский журналист Тулеген Байтукенов, многие блогеры Казнета нагло проплачены. Он и сам не подозревал об этом до тех пор, пока ему самому не предложили плату за освещение одной темы.

«Как правило, достаточно известным блогерам платят за то, чтобы они приехали в составе блог-тура, например, на завод и написали о нем. Это сейчас модно и в какой-то степени эффективно, — рассказывает Тулеген. – Расценки тут могут быть самими разными. Когда проходило одно спортивное мероприятие, за его освещение блогерам сулили от 50 до 100 долларов (в зависимости от популярности персоны) за каждый пост о нем в Facebook. Не исключаю, что некоторые пиар-агентства, которые занимаются привлечением блогеров для подобных инициатив, отмывают деньги. Весь бюджет, заложенный на блогеров, им не раздают, оставляя часть денег себе». Популярность такого способа продвижения информации в Казахстане связана с тем, что в стране не так много инструментов для продвижения того или иного продукта. Реклама в СМИ весьма затратна, к тому же ей перестали верить уже давно. А вот блогерам зачастую готовы верить по любому поводу и выглядят такие попытки пиара более естественно, чем это сделали бы средства информации. Так и живем…

Аксинья Титова

Recent Posts

Снижение процентов и первоначального взноса: как Китай борется с кризисом недвижимости

Китай объявил о новых, радикальных мерах, направленных на стабилизацию пострадавшего от кризиса сектора недвижимости, разрешив…

2 дня ago

За отмывание преступных доходов бизнесмена осудили на 6,8 лет лишения свободы

Вовлекший в законный оборот похищенные средства Ануарбек Джексенгалиев приговорен к 6 годам и 8 месяцам…

2 дня ago

Объемы поставок плодоовощной продукции из Таджикистана увеличатся

Казахстан и Таджикистан активизируют усилия по увеличению товарооборота между двумя странами с целью доведения его…

2 дня ago

Государство увеличивает заказ на подготовку технических специалистов

В новом учебном году объем государственного образовательного заказа в организациях технического и профессионального образования увеличится…

2 дня ago

Похолодание и дожди: прогноз погоды на выходные

Слегка потеплеет лишь на западе страны. 18-20 мая казахстанцев ждут дожди и похолодание, сообщили в…

2 дня ago

Дефицит водителей пожарных машин констатировали в МЧС

Ответ на свой запрос в МЧС опубликовало агентство Kazinform. Согласно действующему штатному нормативу, разница между…

2 дня ago