Или как СМАС Астаны чиновникам из комитета государственных доходов правила математики преподавал.
Этот невероятный прецедент наглядно демонстрирует вседозволенность и произвол фискального органа в отношениях с МСБ.
Карагандинское ТОО «АлбаСтройДор» (ТОО АСД) в июне 2022 года получило извещение от регионального департамента государственных доходов о включении предприятия в график налоговой проверки по особому порядку. Любой бизнесмен, хотя бы раз проходивший сквозь жернова фискалов, знает, что происходит это без всякой презумпции добросовестности предпринимателя, о которой говорится с высоких трибун. Касым-Жомарт Кемелевич Токаев неоднократно говорил о недопустимости необоснованных проверок бизнеса.
Но фискалы при желании всегда найдут причину для проверок. Комитет государственных доходов Минфина в аналитической справке по случаю введения моратория в 2020 году даже отмечал, что
планируется усиление работы по выявлению нарушений путем анализа данных, имеющихся в распоряжении органов государственных доходов и совершенствование критериев отбора системы управления рисками
Под это самое «совершенствование критериев отбора системы управления рисками» ТОО АСД и попало. 6 мая 2022 года оно по приказу министра финансов №480 оказалось в числе субъектов бизнеса, которых во втором полугодии 2022 года фискалы собрались в особом порядке проверить на все возможные налоговые отчисления, их полноту и своевременность. Причина? Предприятие свыше трех лет не подвергалось проверкам и якобы попало в группу с высокой степенью налогового риска… Ни в каких нарушениях или злоупотреблениях замечено не было, но… здравствуйте, к вам едет ревизор.
В переписке с ДГД Карагандинской области, который с радостью накинулся на ТОО, выяснилось, что под высокую степень риска АСД подвели… три десятые процента. Так, по совместному приказу минфина и миннацэкономики от 2018 года субъект предпринимательства освобождается от проверки, если показатель вероятности налогового риска от 0 до 51% включительно. Все, что свыше — повод ждать фискалов в гости. У ТОО АСД показатель вероятности составил 51,3%. Налоговики почему-то не стали утруждать себя соблюдением математического правила округления и сразу бросились на проверку.
ТОО «АлбаСтройДор» обратилось в суд. Во-первых, хотело ясности, по каким именно критериям его итоговый показатель налогового риска перешагнул 51-процентную отметку. Во-вторых, была цель понять, действует ли в Новом Казахстане такое понятие, как «презумпция добросовестности предпринимателя» на деле, а не на бумаге. В-третьих, защитить свои интересы от претензий налоговиков хотелось, а некоторые из критериев оценки рисков вообще являются конфиденциальной информацией и разглашению не подлежат по Налоговому и Предпринимательскому кодексам. Идеальное условие для потенциального злоупотребления, которое можно использовать по своему усмотрению.
Риском является вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля и надзора жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий,
написал в отзыве на иск «АлбаСтройДора» комитет госдоходов минфина.
Перечень настолько размытый, что под пресс фискалов можно подвести все бизнес-сообщество Казахстана без исключения.
Судебное разбирательство в столичном Специализированном межрайонном суде административном суде (СМАС) длилось несколько месяцев и 21 ноября завершилось победой ТОО над системным пробелом в целом и над действиями налоговиков в частности.
Судья Берик Сатбаев признал:
Отдельного внимания заслуживает разъяснение судьи Сатбаева о принятом решении.
«Проанализировав все те материалы, которые представили стороны, суд пришел к следующему: то, что налоговыми органами при исчислении этих критериев и этого показателя не было допущено нарушений, нет сомнений. Налоговые органы посчитали, как требуют правовые акты. И то, что вышел показатель 51,3%, не подвергается сомнению. Суд проверил и те критерии, которые были конфиденциальными. В них тоже суд не нашел никаких изъянов.
Но суд все-таки соглашается с основным доводом истца о том, что нужно подходить по закону математического округления 51,3%. И вот почему. Суд проанализировал совместный приказ, в нем есть так называемая математическая постоянная, равная числу с миллионными долями. В приказе написано, что вероятность наступления события измеряется по шкале от 0 до 100%.
Законодатель, в данном случае министерство финансов, не указал, как быть с десятичными, они сами в случае с математической постоянной округлили ее до десятичных, хотя в приказе этого нет
Учитывая, что вероятность измеряется по шкале от 0 до 100, суд считает, что число степени риска должно быть целым. Кроме того, 0,3% суд считает для налоговой отрасли не столь значительным, как если бы это была космическая отрасль или спортивная. Речь идет о том, подлежит субъект проверке или не подлежит.
Поэтому суд считает, что все эти неясности и сомнения, которые имеются в материалах, должны в силу закона толковаться в пользу заявителя
С учетом этого суд считает, что приказ в части включения данного ТОО в график проведения проверок является незаконным. У вас здесь очень много математических требований — вероятность, экспонента, то есть если вы делаете математику, делайте ее до конца. Суд считает, что если бы был показатель 51,5%, сторона истца не стала бы идти дальше, так как исходя из законов математики идет округление уже до 52%».
Вероятность обжалования этого судебного решения почти 100-процентная, так как и минфин, и его комитет госдоходов, и даже участвовавший в деле прокурор были против удовлетворения иска предпринимателя. Чем в итоге закончится спор, станет понятно уже очень скоро. А пока мы увидели идеальную работу административной юстиции в действии. Которая соблюдает основной свой принцип «презумпции виновности госоргана» и состязательность сторон в тяжбе против государства.
Это, кстати, не первое разбирательство, которое «АлбаСтройДор» выигрывает у налоговиков. Перманентно претензии фискалов и других государственных структур к компании возникают уже несколько лет. Возможно, весь МСБ Казахстана живет и работает в такой неспокойной обстановке, нам сложно судить за остальных.
Но именно к этому конкретному предприятию, никогда не замеченному в нарушении прав и интересов государства, прослеживается какой-то нездоровый интерес контрольно-надзорных органов
Появился он после разразившегося конфликта между его учредителями. На финансовой, разумеется, почве, как это часто бывает в казахстанском бизнесе.
Речь идет далеко о «непростых» ребятах — Мырзахане Масимове (дядя экс-председателя КНБ Карима Масимова), аудиторе Талгате Нургазиеве, некоем Денисе Лисицыне и экс КНБ-шнике Серике Бейсекове. В СМИ корпоративный спор за контроль над «АлбаСтройДором» освещался не раз. В том числе и уголовные дела, которые инициировала эта группа против руководителя ТОО и мажоритарного учредителя. И сейчас руководство компании уверено, что претензия налоговиков со степенью риска в 51,3%, нарушающая элементарные законы математики, просто повод для прессинга предприятия в подковерной борьбе за захват бизнеса.
В рамках Межгосударственной программы «Большие гастроли», организованной Министерством культуры Российской Федерации и посвященные 80-летию легендарного…
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…