В минэнерго так сильно хотят сделать отрасль привлекательной для инвесторов, что замена устаревших источников генерации и передачи в электроэнергетике ляжет на плечи потребителей через значительный рост стоимости киловатта.
На днях аналитический портал finprom опубликовал статистику износа основных мощностей Казахстана. Сильнее всего, как показывают данные, в последние годы амортизация коснулась самого чувствительного — энергоснабжения. С 2018 по 2020 годы она выросла в два раза — с 35,3 до 73,1%. В переводе на популярный язык это означает, что Казахстан продолжает нещадно эксплуатировать имеющиеся мощности, не строя ничего нового взамен.
Правда, рост износа за два года в два раза вызывает большие вопросы — а не нагоняет ли статистика излишней жути? В конце концов так больше шансов продавить населению неизбежность роста тарифов. И действительно, сейчас по инициативе Минэнерго рассматривается концепция реформирования энергосистемы Казахстана, которая подразумевает строительство новых мощностей за счет отказа от дифференцированных тарифов для потребителей.
Известный экономист Асет Наурызбаев, входящий в алматинский гражданский совет по тарифам, рассказал, что в сравнительно недалеком будущем ждет казахстанцев, как только реформу запустят в действие.
— Асет, судя по статистике finprom, наибольший износ основных средств приходится на электроэнергетику. И это при том, что в тарифах уже заложены деньги на модернизацию мощностей и периодически монополисты получают помощь от государства. Где деньги?
— Статистика вызывает вопросы, но в целом, конечно, износ высокий. И это говорит о том, что собственники компаний амортизационные отчисления не инвестируют в обновление основных фондов, а попросту проедают разными способами. Так что рост износа прямая вина владельцев компаний.
Частично есть вина органов регулирования, которые могут придерживать монополистов и доминантов рынка по тарифам, но не делают этого
Что делать? Я думаю, оборудование нужно обновлять при любых сценариях, даже если это грозит разорением собственников. Придут новые, заберут остатки с молотка и восстановят хозяйство за счет низкой цены покупки.
Речь идет, кстати, как о генерации, так и о передаче в энергетике. Износ большой по всем фронтам.
Например, известная проблема есть у «Алматинских тепловых сетей», которые дотируются городом, там очень запущенная ситуация. Это выяснилось при расчетах уровня амортизации и переоценки стоимости основных средств. У нас объем амортизационных отчислений не позволяет монополисту инвестировать в производство. С тепловыми сетями это была в том числе и тарифная ошибка.
Но я всегда говорю, что амортизационные отчисления в любой тариф должны включаться, и они, как правило, включаются. А раз они в тарифе есть, значит, должны тратиться на восстановление основных средств, но они на него не тратятся, а куда-то деваются. Куда — нам не докладывают, к сожалению.
— А кто собственники — частные лица или государство?
— Форма собственности частная, но владение государственное. Не везде, но в большинстве. KEGOC вышел на IPO, так что там теперь не 100% участия государства. «Алматинские тепловые сети» — коммунальное хозяйство, «Алматинские электрические станции» входят в состав «Самрук-Энерго», тоже государственная собственность фактически.
— Значит, приходим к выводу, что всю эту историю с износом государство проспало?
— В том числе — да.
— То есть рано или поздно нас ждет электроэнергетический коллапс?
— Не совсем так. Это энергетики в основном кошмарят ситуацию. Все станции на самом деле более-менее обновляются. Другой вопрос, что они уже служат по 40-50 лет, и конечно, решение о строительстве новой ТЭЦ-2 в Алматы — это большой шаг вперед, в отличие от предыдущих решений бесконечно ее латать, как изношенный носок.
Сейчас как раз идет реформа энергетики, и нас ждут новые тарифы
А они не могут опираться на старые активы. Единственные рыночные цены на электроэнергию в Казахстане формируются только в возобновляемой энергетике за счет аукциона. Там цена на оптовом рынке составляет от 12 до 16 тенге за киловатт в час. Соответственно, это может быть нашей опорой на будущий уровень оптовых цен. То есть если за условную цену взять 16 тенге, к ней добавляются еще всяческие системные услуги типа передачи по электросетям, и в итоге мы должны прийти к 30 тенге за киловатт в час.
Вот когда стоимость киловатта составит 30 тенге, отрасль станет инвестиционно привлекательной, и появятся инвесторы, которым она будет интересна. Но 30 тенге против нынешних 21 в Алматы, а кое-где и киловатт еще дешевле, требует очень аккуратной работы с населением.
Эта реформа по повышению цен должна сопровождаться компенсацией незащищенным слоям населения и людям с небольшой зарплатой. Для них дополнительные тысяча тенге в месяц совсем не лишние деньги, и они должны людям возвращаться.
Тему эту мы постоянно обсуждаем в гражданском совете по тарифам. Мы говорим, что станции, которые имеют низкий текущий тариф, должны получить высокий, но разница должна идти не владельцам станций, а как раз на компенсацию людям. Если мы так сделаем, реформа пройдет за счет богатых, а бедные получат компенсации. Тогда реформа будет понятна всем.
— На каком этапе реформа сейчас?
— Недавно закончилось общественное обсуждение концепции на сайте НПА, я написал по ней свои замечания, что ничего непонятно. Вот теперь идет дальнейшая практическая реализация концепции. И на сколько повысятся тарифы, зависит от того, как мы эту реформу проведем. Сценариев может быть два.
Либо цена на электроэнергию вырастет до 30 тенге с компенсацией населению с низкими доходами, либо до 50 тенге без компенсаций
Я боюсь, что в итоге возьмут цифру в 40 тенге, а разница в 10 тенге достанется «своим». И более того, 40 тенге будут платить все, независимо от доходов, а это может вызвать очередной коллапс в социальной сфере. Но власть имущие, как всегда, посчитают, что две тысячи тенге плюс к счетам — это не так важно.
— От чего зависит, к какому решению придут в итоге?
— От нашей общественной активности, так как наши чиновники давно хотят все это упаковать в нормативный документ и забыть как страшный сон.
— Когда эту реформу планируется реализовать уже в практическом смысле?
— Принятие концепции идет прямо сейчас. В течение месяца это может уже произойти. После того, как примут, на ее основе уже будут писать какие-то нормативные акты.
— А кто продвигает эти высокие цены, энергопроизводители?
— Министерство энергетики, потому что ему нужно привлекать в отрасль инвесторов. Но на самом деле привлекать можно по-разному. Например, пригласить к участию в тендере на строительство объекта генерации двух участников, один из которых сливается, а другой выигрывает. Так произошло, например, по газовым станциям в Кызылорде и Туркестане. Все прошло не очень понятно. И если это будет проходить системно, мы получим в итоге и 40, и 50 тенге за киловатт. Ну а в случае строительства атомной станции тариф уж точно будет не менее 50 тенге.
— Если вернуться к износу основных средств в размере 70%, сколько времени потребуется стране при реализации реформы энергетики, чтобы снизить показатели износа до уровня ниже критического?
— У нас и сейчас не критический уровень — очень много стращают. В принципе, активы работают, но если мы проведем реформу, то очень быстро начнем строить новую генерацию. Возобновляемая энергетика, допустим, строится меньше чем за два года, также и газовая генерация. Наши опорные источники энергии, на которые мы будем опираться в ближайшие 20 лет, построят довольно быстро. Поэтому выбывающая очень старая часть генерации будет постепенно замещаться, а вместо нее появится новая.
Комитет национальной безопасности провёл масштабную спецоперацию, в результате которой был ликвидирован международный канал контрабанды наркотиков,…
Глава государства провел встречу с Председателем Великого Государственного Хурала Монголии Дашзэгвийном Амарбаясгаланом, сообщает пресс-служба Акорды.…
На торжественной церемонии в Акорде Касым-Жомарт Токаев подчеркнул особую роль нефтегазового комплекса в национальной экономике…
В Казахстане продолжается поэтапная замена старых банкнот на купюры нового дизайна. Национальный банк Республики Казахстан…
В Астане состоялся матч отборочного турнира чемпионата мира-2026 по футболу между сборными Казахстана и Уэльса.…
Компания Xiaomi представила в Казахстане Redmi 15C — устройство, сочетающее тонкий, изящный дизайн и большой…