Таможня дала добро: разворованы машины, которые хозяину не отдают 10 лет

Типичная для старого Казахстана история с возбуждением уголовного дела на ровном месте стоила обыкновенной алматинской семье 30 тысяч долларов.

Был бы столб

Злополучная эпопея с двумя праворульными «японцами» Subaru Exiga и Subaru Legasy, направлявшимися из Ирана в Кыргызстан через Казахстан, приключилась в июне 2012 года.

Жамбылские таможенники на посту «Кулан» в поселке Луговой обнаружили в числе другого груза в контейнере два автомобиля, которые не значились в транзитных сопроводительных документах, оформленных казахстанской брокерской фирмой. Посчитав машины контрабандой, бравые таразские таможенники тормознули контейнер на посту до окончания разбирательства.

Уже в июле выяснилось, что та самая казахстанская брокерская контора «ТОРЕ Логистик» ошибочно не вписала автомобили в транзитную документацию,

за что была оштрафована Сарыагашским районным специализированным судом аж на 100 МРП (161 тыс. тенге)

Казалось бы, виновник недоразумения найден, ошибка устранена. В конце концов во всех других сопроводительных документах машины числились и спокойно проехали Иран и Узбекистан.

Но казахстанская таможня оказалась самой умной и уже в сентябре 2012 года возбудила по факту контрабанды уголовное дело против гражданки Кыргызстана Айгуль Байбусыновой, на чье имя был оформлен контейнер. Несчастную женщину застращали уголовным преследованием так, что она даже на допросы не являлась, развелась с мужем, оформившим на нее тот злосчастный контейнер, и уехала в Россию.

Решительные жамбылские таможенники так усердно пытались впаять контрабанду в особо крупном размере Айгуль Байбусыновой, что даже не удосужились уведомить о проблемах с машинами алматинца Ивана Курдина, который по документам являлся их единственным получателем в Бишкеке.

Скажем даже больше, казахстанская таможня вообще не имела права вскрывать контейнер, увидев в нем что-то лишнее, не указанное в документах.

Груз был транзитным, и его должны были отправить по назначению в Бишкек

с уведомлением кыргызских коллег-таможенников о несоответствии.

Но казахстанская таможня, как мы уже написали выше, самая умная. Поэтому она так старалась доказать контрабанду, что втихаря ото всех признала машины вещдоком и выгрузила их на таможенном посту «Кулан» в поселке Луговой Жамбылской области. Причем сделала это, особо не церемонясь с ценным грузом, так что на машинах, выехавших в идеальном состоянии, появились вмятины и царапины.

Дело закрыли, вещдоки бросили

В конце декабря 2012 года, понимая, что дело о контрабанде рассыпается, а за простой контейнера капают серьезные деньги, а их нужно будет возмещать, таможенники отправили остатки груза в Бишкек.

Каково было удивление Курдина, когда он не обнаружил в контейнере двух своих машин стоимостью 30 тысяч долларов, ехавших в Кыргызстан под заказ.

состояние Subaru Exiga в 2016 году, когда она еще находилась на ответхранении таможенных органов.

До 2014 года таможенники, имитируя бурную деятельность, навыполняли кучу следственных действий — запрашивали информацию о происхождении машин, реальности их легальной отправки из Ирана и местонахождении Байбусыновой. А о том, кто заплатил за них деньги и вез получателям в Бишкек, забыли напрочь… пока Иван Курдин не нанял себе адвоката.

Состояние Subaru Legasy в 2016 году, когда она еще находилась на ответхранении таможенных органов.

Тот спустя четыре года после ареста машин, то есть в 2016 году, он получил на руки копии материалов уголовного дела и обалдел:

за отсутствием состава преступления оно прекращено еще в 2014 году

А о том, что надо забрать машины с таможенного поста «Кулан», таможенники уведомили ту самую Байбусынову, на чье имя был оформлен только контейнер. Да вот незадача — Байбусынова к машинам никакого отношения не имела, уже давно сменила страну проживания и на связь не выходила.

С тех пор Курдин написал в разные инстанции десятки писем с просьбой решить вопрос со своими машинами, которые с 2015 года оказались под запретом к ввозу и в Кыргызстан. То есть легализовать их через таможенную чистку после 2015 года оказалось физически невозможно и в стране-получателе.

Вариант оставался один — растаможить машины как запасные части, но вплоть до 2019 года Курдину это не удалось — казахстанские госорганы упорно отказывались признать его владельцем, несмотря на наличие у него на руках двух именных сертификатов, но обещали поднять уголовное дело из архива и решить проблему. Благо, оба Subaru находились на ответхранении таможенных органов и об их целости и сохранности можно было не переживать. В конце концов, если бы существовал в природе акт приема-передачи бывших вещдоков даже Байбусыновой, не имеющей к машинам никакого отношения, они бы целиком уехали в Бишкек, куда изначально перевозились в 2012 году.

Об этой истории еще в 2016 году писал медиапортал 365info.kz. Тогда чиновники от таможни обещали решить проблему. Минуло шесть лет, и проблема решилась весьма своеобразно.

Налетай — подешевело!

Уже после пандемии, в очередной раз наведавшись в Луговой, Курдин с удивлением обнаружил, что

на месте таможенного поста «Кулан» теперь Луговская сельская поликлиника

А на ее территории помимо двух его машин стоят еще три, в таком же заброшенном состоянии.

Пост «Кулан» уехал, и машины застряли уже на территории сельской поликлиники

Вышло как в том афоризме про цирк и клоунов — таможня уехала, а машины остались. И с них стали регулярно пропадать разные детали. Сначала покрышки, затем внутренности салона, а вскоре двигатели, ходовые части, коробки передач.

Уже с весны 2022 года группа предприимчивых граждан стала внаглую разбирать арестованные таможней Subaru и продавать с них запчасти не кому-нибудь, а самому Ивану Курдину, которого торгаши запчастями знают как предпринимателя, специализирующегося на работе именно с автомашинами этой японской марки.

Вместе с нашим журналистом Курдин выяснил, кто занимается воровством,

сделал контрольные закупки запчастей со своих же машин

Чтобы было с чем идти в полицию по факту кражи. За последний месяц каждую неделю он обнаруживал, что на Subaru Exiga недостает все больше и больше деталей кузова.

4 сентября 2022 года Курдин и наш журналист выкупили у автоворов одну из автомобильных дверей и направились прямиком в отдел полиции района Турара Рыскулова Жамбылской области. Показали вещдок, указали данные злоумышленников, написали заявление. А уже 7 сентября заявителю приходит уведомление, что его обращение списано в наряд из-за того, что Курдин не предоставил правоустанавливающие документы на машины.

Состояние Subaru Exiga 4 сентября 2022 года. Уже нет правых дверей и капота.

Каких документов от него ожидали жамбылские полицейские? Техпаспортов, которых нет в природе стараниями их коллег из таможни? Копии именных сертификатов на получение машин стражей порядка не устраивают, но запрашивать материалы того старого уголовного дела из архива они, видимо, и не собираются. Иначе не присылали бы Курдину банальную отписку.

Нет тела — нет дела

11 сентября, когда Курдину в очередной раз за приличные деньги пытались продать снятые с Subaru Exiga детали кузова, мы вызвали наряд полиции прямо туда, куда злоумышленники привозят сворованные детали. Наряд приехал… правда, со скандалом — пришлось звонить в вышестоящие полицейские инстанции.

11 сентября 2022 года. Разбирательство прибывшего на место продажи запчастей наряда полиции.

Двое участковых посадили в служебную «Ниву» супругу одного из членов группы автоворов, и мы всей группой отправились в отдел полиции района Турара Рыскулова. В здании приемной для граждан женщина на ходу придумала как минимум три истории, откуда у нее в сарае двери и капот от чужой машины.

Пока Курдин снова писал заявление о краже, один из сотрудников полиции как-то невзначай обронил фразу, что, дескать,

машины бесхозные, а значит снимать с них детали не преступление

Вероятно, этой теорией и руководствуется весь тураррыскуловский районный отдел полиции, который 13 сентября снова списал заявление Курдина в наряд. Если это так, то в новом Казахстане весьма оригинально относятся к имуществу, за которое один заплатил хорошие деньги и безуспешно пытается вернуть легальным путем, а другие ночами безнаказанно и без всякого разрешения разворовывают.

Состояние Subaru Exiga 11 сентября 2022 года, уже нет ни одной двери.

И вот теперь возникает масса вопросов, которые редакция адресовала в том числе и госорганам, причастным ко всей этой десятилетней истории с двумя «японцами-потеряшками»:

  • Кто компенсирует Ивану Курдину стоимость разворованных машин?
  • Почему его так и не признали владельцем арестованных таможенниками Subaru Exiga и Subaru Legasy?
  • В какой момент машины были сняты с ответхранения и на каком основании?
  • По какой причине полицейские отдела полиции района Турара Рыскулова Жамбылской области оставляют заявления Курдина без рассмотрения, не удостоверяясь при этом, что лица, причастные к разграблению машин, вообще имеют хоть какие-то права на это имущество?
  • Кто из сотрудников жамбылской таможни, участвовавших в уголовном деле по контрабанде 2012 года, понесет ответственность за наступившие последствия? И понесет ли вообще, учитывая срок давности?

После получения ответов из госорганов редакция опубликует имена и фамилии всех героев, кто так или иначе имел отношение к уголовному делу о контрабанде, а также причастен к расхищению брошенных таможенниками машин.

Александра Алёхова

Recent Posts

За сигареты на 243 млн тенге осудили полицейского в Актюбинской области

Мартукским районным судом рассмотрено уголовное дело в отношении заместителя начальника местной полиции Е., обвиняемого в…

1 день ago

АФМ и КГД усилят взаимодействие в борьбе с незаконным оборотом подакцизной продукции и ГСМ

Агентство по финансовому мониторингу и Комитет государственных доходов МФ подписали дорожную карту по недопущению вывоза…

1 день ago

Курс тенге: доллар резко подешевел

По данным Казахстанской фондовой биржи, по итогам торгов 4 мая курс доллара составил 441,66 тенге.За…

1 день ago

Проблемный магистральный трубопровод отремонтируют в Алматы

Плановые ремонтные работы проведут на магистральном трубопроводе на пересечении улиц Ганди и Западный Желтоксан в…

1 день ago

«КазАвтоЖол» запустил онлайн-трансляцию на участках автодорог республиканского значения

АО «НК «КазАвтоЖол» запускает информационный сервис для автомобилистов - онлайн трансляцию платных дорог республиканского значения.…

1 день ago

Мы все проспали: о катастрофической ситуации на молочном рынке для местных производителей

Депутаты Мажилиса рассказали о проблеме казахстанских производителей молока. По их данным, отечественные компании не могут соперничать с конкурентами из России и Беларуси…

1 день ago