Суицид солдата-срочника в августе 2022 года на погранзаставе Шолдала в Жамбылской области мог произойти из-за гомосексуальных отношений в отделении, но военная полиция переводит внимание общественности на адвоката, требующего установить всех причастных к трагедии.
Спустя пять месяцев после ЧП на погранзаставе военно-следственное управление Таразского гарнизона было готово передать материалы уголовного дела в суд. В них только один подозреваемый — сержант-контрактник отделения Айбек Нуртаев, в чьем подчинении находился погибший срочник.
16 января ему изменили квалификацию деяния: к статье о превышении власти, повлекшем тяжкие последствия, добавили еще три, в том числе доведение до самоубийства и вымогательство. Следствие обвиняет Нуртаева в оскорблении, унижении и избиении солдата, покончившего с собой. И это несмотря на то, что в 20-томнике уголовного дела
есть несколько экспертиз, установивших, что на теле и одежде погибшего обнаружена сперма нескольких мужчин. Нуртаеву ни один из этих образцов не принадлежит
20 января адвокат обвиняемого Сержан Пралиев дал пресс-конференцию, где рассказал об однобокости проводимого следствия по делу о суициде на погранзаставе. Сразу же последовала реакция МВД.
Пралиев разгласил данные уголовного дела, дополнив собственными выводами и измышлениями, не соответствующими действительности
Вместе с тем, согласно статье 201 Уголовно-процессуального кодекса, данные досудебного расследования не подлежат разглашению, говорится в сообщении пресс-службы МВД Казахстана.
В этой связи органом уголовного преследования материалы по факту нарушения адвокатом норм профессиональной этики зарегистрированы в установленном порядке и направлены для проведения служебного расследования в уполномоченный орган – Министерство юстиции.
Какое наказание адвокату может последовать, мы спросили у самого Сержана Пралиева.
— Сержан, а что именно не понравилось МВД? Военно-следственное управление пыталось не предавать огласке некоторые детали случившегося 19 августа, а вы, получается, сделали их публичными?
— Я подавал ходатайство о назначении нескольких ДНК-экспертиз. Последняя, проведенная в Алматы, определила, что во рту, на одежде, нижнем белье и футболке погибшего обнаружена ДНК одного сослуживца, а также «двух и более лиц мужского пола». Прямо так и написано.
16 января я написал ходатайство следователю о том, что если следствие установило одного «хозяина» биоматериала, то следует установить и остальных «двух и более лиц», назначив ДНК-экспертизы в отношении всех военнослужащих этого пограничного отделения. 19 января получаю отказ с аргументом о том, что на теле погибшего нет телесных повреждений, свидетельствующих о сексуальном насилии.
То есть тот факт, что у него во рту была чужая сперма, и в ней была вся одежда, кроме головного убора и портянок, следствие вообще не берет во внимание.
В понимании следователя, получается, сексуальное насилие в отношении мужчины — обязательное проникновение в задний проход. Остальное не насилие
Я возмутился и уже 20 января дал пресс-конференцию. Почему я на это пошел? Потому что без установления тех фактов, о которых я сказал и писал следствию, у моего подзащитного будет совсем другая квалификация деяния.
В данный момент следствие пришло к тому, что именно мой подзащитный оскорбил погибшего, назвал алкашом, скотиной, которая пьет водку, отругал его и пригрозил переводом в другую часть, поэтому погибший сильно оскорбился и повесился.
В ночь с 17 на 18 августа водку в части пили пятеро, включая погибшего. И отругал Нуртаев всех пятерых. Четверо не оскорбились, сейчас они свидетели обвинения, а пятый не выдержал, пошел и повесился на брючном ремне товарища. Который его и нашел. У другого товарища в телефоне 2 августа есть сообщение «спасибо за минет, 5 тысяч тенге». Один телефон в части потеряли или уничтожили. Я думаю, на нем было видео той пьяной тусовки. Это все отражено в материалах уголовного дела.
Все указывает на то, что на момент трагедии были какие-то неуставные гомосексуальные взаимоотношения
Что там делали друг с другом эти 18-летние парни после большого количества выпитого, мне даже представить сложно, если финал был таким.
Следствие не считает наличие спермы нескольких мужчин на теле и одежде другого мужчины, проходившего срочную службу на закрытой территории, сексуальным надругательством. Это в порядке вещей, получается, если ВСУ (военно-следственное управление — прим. ред.) не собирается искать этих «двух и более лиц», указанных в экспертизе?
— Какие могут быть юридические последствия у ходатайства МВД о принятии мер в отношении вас?
— Они ссылаются на статью 201 УПК (Разглашение сведений досудебного расследования). Ответственности по этой статье подлежат те лица, которые давали подписку о неразглашении, а потом разгласили.
Я никаких подписок и расписок не давал. Дело не содержит госсекретов
А теперь еще пытаются обвинить меня в нарушении этики. Это можно было бы мне вменить, если бы я кого-то оскорбил или нарушил чьи-то права. Дело это резонансное, с 19 августа о трагедии было много публикаций в СМИ, я никаких фамилий не называю, материалы уголовного дела не показываю, а своими словами лишь довел до общественности вопиющий факт игнорирования следствием серьезных доказательств по делу.
Статья 70 часть УПК обязывает меня предпринять все законные способы для защиты и опровержения обвинения моего подзащитного
Законным способом я попытался — обратился с ходатайством о назначении экспертизы ДНК в отделении, чтобы установить остальных лиц, чья сперма обнаружена на одежде погибшего военнослужащего. А что от меня ожидали после отказа?
И теперь сразу же, когда всплыли эти неприятные для следствия факты, началось давление на адвоката через жалобы в минюст. А за что меня наказывать?
— Что может сделать ваша коллегия, если минюст распорядится рассмотреть вопрос о нарушении вами адвокатской этики на коллегии адвокатов?
— Проверит факты, было ли с моей стороны вообще нарушение адвокатской этики и в чем оно выражалось.
Вот если бы я дал подписку о неразглашении, а потом начал выступать публично, тогда да, мне могли бы вменить нарушение статьи 201 УПК.
А сейчас я предпринимаю все законные способы для защиты интересов моего клиента. Обращение через СМИ — также один из таких законных способов
К тому же следствие отрицает явное. Есть несколько экспертиз, а ВСУ уперлось — раз мужеложства в его прямом виде не было, значит не было и насилия. Допросили его друга-товарища, чья сперма обнаружена, он сказал, что занимался онанизмом, вытерся футболкой, а ее затем надел погибший. Но оставшиеся «два и более лиц мужского пола» где и кто такие?
— Если бы вы не дали эту пресс-конференцию, есть вероятность, что детали с биоматериалом третьих лиц так в итоге никто бы и не узнал?
— Конечно. Потому что последняя квалификация деяния Нуртаева была 16 января. Почему я написал ходатайство о назначении экспертиз? Как раз по этой причине. Сначала у моего подзащитного была одна статья, а теперь ему вменили аж четыре — части 1 и 2 статьи 451 (Превышение должностных полномочий, повлекшие тяжкие последствия), статьи 105 (Доведение до самоубийства) и 194 (Вымогательство денежных средств).
В последней квалификации расписаны все показания свидетелей обвинения, а в конце ни слова о биологических экспертизах и трех экспертизах ДНК
На мой вопрос — почему, был ответ, что следствие не доказало факт сексуального насилия над погибшим.
Я был вынужден выступить перед общественностью, иначе материалы дела уже были бы переданы в суд. А после пресс-конференции сразу продлили срок ареста Нуртаева до 24 февраля. Что-то происходит, но ознакомление потерпевших с материалами дела все равно идет, там более 20 томов.
И теперь тут два сценария развития событий — если общественность настоит, будет резонанс и последует реакция прокуратуры, то возможно и назначение этих экспертиз.
— То есть после вашей пресс-конференции все равно не назначили экспертизы?
— Нет. Я написал жалобу в военную прокуратуру. Есть надежда, что назначат. Дождусь ответа. Думаю, Южную военную прокуратуру и ВСУ в Таразе устраивала первоначальная версия, что во всем виноват командир отделения, который отругал военнослужащих, распивавших спиртные напитки, поэтому один из них не выдержал и повесился. Копать дальше не хотят.
Мало ли, вдруг выяснится, что сперма двух и более лиц не принадлежит никому из воинской части?
Тогда, значит, в закрытом пограничном отделении орудуют посторонние люди, которые насилуют военнослужащих? То есть на погранзаставе есть какие-то свои внутренние секреты, о которых нужно молчать.
А если установят, что остальные лица — сослуживцы погибшего, тогда тоже на пограничную службу КНБ, как структурное звено главного спецоргана страны, ложится темное пятно как на место, где служат лица, склонные к мужеложству и насилию.
— Можете рассказать подробнее, за что Нуртаеву вменили четыре статьи Уголовного кодекса?
— Превышение власти — за то, что якобы двум военнослужащим дал пощечины. Вымогал якобы 10 тысяч тенге, которые себе присвоил. А в самом начале этот эпизод фигурировал как то, что он купил на них форму для военнослужащего, так как погранзастава находится в 50 километрах от города. Форма эта есть, она куплена. А теперь, оказывается, он вымогал 10 тысяч, в том числе у погибшего.
— Если ДНК всем сослуживцам погибшего все же проведут, как это отразится на квалификации и исходе дела?
— Доведение до самоубийства тогда отпадает. И тяжкие последствия, наступившие вследствие превышения власти отпадают. Оставят вымогательство, если не допросят хорошо насчет формы и не установят истину. А две пощечины вообще фигурируют в деле со слов этих двух солдат. Остальной взвод не видел ничего, нет ни телесных повреждений, никаких других доказательств, только слова.
У нас контраргументы есть на каждое обвинение. И меня убивает сейчас то, что явные факты следствие скрывает и не хочет устанавливать реальную причину самоубийства бойца на погранзаставе.
Просто установить лиц, чья сперма на одежде погибшего, и задать вопрос — что она там делает и как оказалась
Сейчас у меня есть только одно мнение — следствие проведено однобоко. Президент Токаев сказал найти виновных, взяли под козырек и началось. Сначала вообще это самоубийство хотели повесить на возлюбленную погибшего. А потом за два дня нашли крайнего и придерживаются этой линии обвинения, хотя на руках есть очень серьезные документы, говорящие о другой причине суицида солдата-срочника.
В рамках Межгосударственной программы «Большие гастроли», организованной Министерством культуры Российской Федерации и посвященные 80-летию легендарного…
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…