В парламенте рассматривается концепция реформы системы правосудия, которая уже получила неудовлетворительную оценку юридического сообщества как прямой путь к утере судейской самостоятельности и независимости.
Всего в документе 24 пункта, обозначенных как шаги, которые Верховным судом и другими разработчиками преподносятся как прогресс на пути к совершенному правосудию. Вот они:
Шаг 1. Президентский призыв для набора 300 судей.
Речь идет о способах привлечь в систему лучших из лучших, чей статус, материальное и социальное обеспечение будут соответствовать международным стандартам.
Шаг 2. Выборность председателей районных судов, сокращение их административных полномочий.
В планах избирать их органами судейского самоуправления с последующим назначением указом президента по рекомендации Высшего судебного совета.
Шаг 3. Исключить рычаги давления силовых органов на судей.
Хотят запретить проведение в отношении судей специальных оперативно-розыскных мероприятий без санкции генерального прокурора или председателя Судебного жюри при Верховном суде.
Шаг 4. Принять закон об органах судейского самоуправления.
Хотят закрепить правовой статус и полномочия Союза судей для защиты интересов судейского сообщества.
Шаг 5. Обеспечить реальную состязательность сторон в судебном разбирательстве.
В качестве инструмента предлагают направлять в суд только обвинительный акт и акт защиты без материалов уголовного дела. Считают, что это позволит снизить «обвинительный уклон».
Шаг 6. Расширить полномочия следственных судей.
Верховный суд хочет наделить их правом проверять представленные доказательства и правильность квалификации деяния.
Шаг 7. Ограничить применение меры пресечения «содержание под стражей».
Содержание под стражей должно стать крайней мерой, а в остальных случаях надо использовать современные средства слежения за подозреваемыми.
Шаг 8. Создать спецкомиссии по рассмотрению выхода осужденных по УДО.
Хотят таким образом добиться прозрачности процедур условно-досрочного освобождения и замены неотбытой части наказания более мягким наказанием.
Шаг 9. Оцифровать формирование списка присяжных заседателей.
Цель — ускорить судопроизводство, укрепить принцип состязательности и исключить обвинительный уклон самих уголовных процессов.
Шаг 10. Разделить институты уголовных проступков и преступлений.
Осужденный за уголовный проступок не имеет судимости — так написано в концепции под авторством Верховного суда. Просто праздник какой-то.
Шаг 11. Возможность судей выносить решения на основе принципов права.
Судей обяжут принимать решения вопреки нормам закона, если они противоречат принципам справедливости и разумности. Одно из самых интересных новшеств.
Шаг 12. Перенести принципы и процессуальные правила из Административного процедурно-процессуального кодекса в Гражданский процессуальный кодекс.
Считают АППК более прогрессивным, отсюда и предложение закрепить нормы в ГПК, чтобы деформализовать гражданский процесс.
Шаг 13. Создать семейные суды.
В планах рассматривать бракоразводные процессы, взыскание алиментов, определение места жительства детей и уголовные процессы над несовершеннолетними в одном месте. Судей обяжут, не ограничиваясь только разрешением семейных споров по существу, принимать меры по оздоровлению семейных отношений и примирению сторон.
Шаг 14. Усовершенствовать институт представительства в судебном процессе.
Хотят основной миссией адвокатов и юристов в судебных процессах сделать помощь правосудию. Считают, что юристы намеренно втягивают клиентов в долгие и бесперспективные судебные тяжбы в погоне за гонораром.
Шаг 15. Шире использовать потенциал совета биев.
Склоняются к тому, чтобы народ снова использовал примирительные социальные механизмы для оказания помощи местным исполнительным и правоохранительным органам.
Шаг 16. Внедрить государственное гарантирование бесплатной медиации.
Главный лозунг: стимулирование примирительных процедур – путь к обществу без конфликтов. Считают, что это снизит протестные настроения в обществе и градус недовольства к власти.
Шаг 17. Изменить порядок предварительного рассмотрения кассационных ходатайств по гражданским делам.
Предлагают поэтапно перейти от единоличного к коллегиальному рассмотрению таких ходатайств. При этом хотят расширить перечень статей, по которым доступ в кассацию будет закрыт.
Шаг 18. Расширить сферу споров с обязательным досудебным урегулированием.
Речь идет о налоговых и таможенных спорах, которые предлагают начинать с досудебного разбирательства.
Шаг 19. Расширить сферу административной юстиции.
Хотят перевести в юрисдикцию АППК некоторые нормы из Кодекса об административных правонарушениях. Например, лишение водительских прав, приостановление или запрещение деятельности, госпитализация в психоневрологические диспансеры и так далее.
Шаг 20. Пересмотреть критерии оценки эффективности госорганов.
Хотят публично «метить» госорганы, наиболее часто проигрывающие административные иски в судах, считая эту меру индикатором оценки госоргана обществом.
Шаг 21. Создать правительственный арбитраж.
Цель — быстро разрешать прямо в правительстве споры между госорганами, госучреждениями и субъектами квазигоссектора без обращения в суд.
Шаг 22. Создать судебную администрацию республики.
Судейский корпус сосредоточится на отправлении правосудия. Внепроцессуальное взаимодействие с судебной системой – через судебную администрацию как отдельный госорган.
Шаг 23. Укрупнить суды.
Хотят отказаться от содержания районных отделений судов в крупных городах.
Шаг 24. Завершить внедрение института консультанта (помощника) судьи.
Считают, что это освободит судей от несвойственной технической работы, чем повысит привлекательность судейской работы и будет дополнительным стимулом для привлечения в судебную систему высококвалифицированных юристов.
Полного текста этих «24 шагов» мы в открытом доступе не нашли. Либо плохо искали, либо концепция рассматривается кулуарно, хотя касается всех. Независимое юридическое сообщество уже дало этому документу свою профессиональную оценку.
— В случае если предложения получат поддержку, самостоятельность судебной системы будет утеряна окончательно, — считает руководитель Ассоциации палат юрконсультантов «Қазақстан заң-кеңес» Фарид Алиев. — Несмотря на всю значимость реформ одной из ветвей власти, эти предложения обсуждаются в узком кругу, кулуарно, без привлечения широкой юридической общественности. Подобная закрытость обсуждений, по нашему мнению, противоречит целям обновления и модернизации страны на пути построения нового Казахстана.
Прослеживаются кулуарные интересы некоторых представителей юридического бизнеса,
международных юридических компаний и стремление этих структур юридического сообщества монополизировать профессиональное судебное представительство, сделать его дорогим и недоступным.
Фактически юристы должны превратиться в послушных «помощников» правосудия и не действовать в интересах населения, а крупный юридический бизнес и судейский корпус рискуют превратиться в единую корпорацию.
По словам Алиева, ряд «шагов» вызвали бурю негодования среди юридического сообщества.
— Известные адвокаты и юридические консультанты, ученые-правоведы выступают категорически против большинства положений концепции реформ. Многие из предлагаемых идей нуждаются в существенной доработке, а некоторые из них вводить опасно, поскольку эти преобразования не только не лишены недостатков, но
и вступают в противоречие с Конституцией и нормами действующего законодательства
Предлагаемые изменения носят бессистемный и точечный характер, отсутствует соответствующая научная экспертиза, анализ практики. Суждения авторов предложений носят поверхностный и однобокий характер, не опираются на серьезные исследования.
Глава ассоциации юрконсультантов считает, что эту концепцию в нынешнем виде вообще нужно снять с повестки дня и проработать более детально с привлечением широкой юридической общественности.
— Фактически делается попытка сделать правосудие послушным и карманным, — говорит Фарид Алиев. — С этой целью под видом внедрения английского права имплементируются чуждые и неэффективные элементы, направленные на ограничение доступа населения к правосудию и сращивание судейского корпуса с наиболее реакционными силами юридического сообщества, выступающими за монополизацию профессии. Эти псевдореформы под видом внедрения международного опыта и лучших мировых практик представляют угрозу суверенитету страны, направлены на поддержку параллельной юрисдикции в стране, основанной на не самой лучшей интерпретации английского права в лице МФЦА.
В следующей статье мы коротко расскажем о том, какими могут быть юридические последствия претворения новой концепции в жизнь.
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…
20-21 октября по приглашению Касым-Жомарта Токаева Казахстан с государственным визитом посетит Президент Азербайджана Ильхам Алиев,…