Фото: kapital.kz
Странные приоритеты у депутатского корпуса в Казахстане. На днях парламентарии предлагали отменить процедуру публичного анализа регуляторного воздействия новшеств в налоговой и таможенной сфере. Идея не прошла. Теперь они решили сделать то же самое в отрасли игорного бизнеса. Вместо открытой, прозрачной и понятной инвесторам законодательной среды в стране формируют типичную автократическую модель
Напомним, анализ регуляторного воздействия (АРВ) – это обязательная процедура открытого обсуждения с бизнесом и общественными организациями всех новых норм, всех поправок, которые правительство и парламент хотят вносить в законодательство. Широко распространённый в развитых странах демократический инструмент, не позволяющий кому-либо без обсуждения «протаскивать» и принимать вредные для бизнеса и для общества нормы. В Казахстане он внедрён в рамках президентских реформ, и уже показал свою высокую эффективность при рассмотрении целого ряда важных решений.
И вот недавно группа депутатов внесла неожиданное предложение: отменить процедуру АРВ в сфере налогового и таможенного регулирования. Суть идеи в том, чтобы больше никто не обсуждал с предпринимателями и обществом новшества в налоговом и таможенном регулировании. Бизнес был шокирован. Но не успели бизнес-ассоциации задать мажилисменам соответствующие вопросы, как те выдвинули аналогичную идею в отношении игорного бизнеса.
Если сегодня в одной отрасли отменят прозрачную процедуру анализа и согласования законодательных новшеств, то что мешает завтра сделать то же самое с другими отраслями? Кто будет следующим? Нефтегазовый сектор, пищевая промышленность, торговля, сфера услуг? Инвесторы и эксперты-экономисты на своих тематических площадках и каналах активно задаются таким вопросом.
Говоря о последствиях подобных шагов, стоит начать с главного: отменить прогрессивную процедуру, проверенную и давно применяемую в развитых странах, пытаются не просто так, а явно в чьих-то интересах. Иначе объяснить саму идею трудно, тем более что она идёт абсолютно вразрез с политикой президента. Касым-Жомарт Токаев не устаёт говорить международным инвесторам о стабильности инвестиционного климата и полной прозрачности всех принимаемых регуляторных решений. К тому же, это в корне антидемократическая практика: отмена процедуры АРВ позволит госорганам без обсуждения протаскивать через парламент всё, что они захотят.
Странные вещи происходят в Казахстане. С одной стороны, на весь мир декларируются принципы открытости и подотчётности власти, проводятся демократические реформы, в рамках которых внедряются прозрачные процедуры, среди которых АРВ. Такие процедуры и инструменты, благодаря которым бизнес и общество имеют реальные возможности обсудить принимаемые законы, правильно донести свою позицию и тем самым защититься от непродуманных или непрофессиональных решений. Всё это отражает практику развитых стран, в число которых Казахстан стремится войти. А с другой стороны – в то же самое время наш депутатский корпус, возможно, под влиянием некоего лобби принялся последовательно сворачивать и отменять эти прогрессивные нормы.
Безусловно, регулировать бизнес необходимо – и игорный, и любой другой. Но почему наши избранники не желают, чтобы это делалось в общепринятом – демократическом, прозрачном, прогрессивном формате? Зачем они добиваются закрытости и, соответственно, невозможности влияния бизнеса и общества на принимаемые решения? Как сказал в беседе один из бизнесменов, если отменить открытое обсуждение новшеств на площадке «Открытые НПА», как это предлагают депутаты, то это будет регулирование не в стиле прогрессивных стандартов ОЭСР, а в стиле классических автократий – вспомним командно-плановую экономику СССР.
А ведь Казахстан входит в ОЭСР и, повторимся, ставит перед собой цель войти в число 30 развитых стран мира. Также РК стремится занять более высокие позиции в рейтинге doing business, где одним из важнейших критериев является демократичность ведения бизнеса. Словом, формально мы стремимся следовать самым передовым практикам ОЭСР – а что по факту?
В развитых государствах сегодня никто не подвергает сомнению необходимость публичной оценки всех предлагаемых законодательных новшеств и поправок: важно заранее понимать их возможное воздействие на бизнес и общество. «Внедрение анализа регуляторного воздействия – часть официальных политических рекомендаций Совета ОЭСР, и сегодня 32 из 35 стран ОЭСР включают АРВ в свои нормативно-правовые базы», – отмечается в исследовании европейских экономистов Н. Дейтон-Смита, М. Эрбаччи и К. Кауфманна. А в докладе Всемирного Банка (WB) «Глобальные показатели регуляторного управления. Оценка регулятивного воздействия: мировая практика» отмечается, что это уже давно проверенный инструмент. «Уже в 1970-х АРВ активно продвигался международными организациями, такими как Всемирный банк. Этот подход позволяет правительствам гарантировать, что законы и правила, которые они разрабатывают и внедряют, являются высококачественными, эффективными, обеспечивающими прозрачность и подотчётность», – указывают эксперты WB.
В контексте происходящего возникает вопрос, в курсе ли президент Токаев о том, что делают за его спиной. В то время когда он не устаёт говорить международным инвесторам о комфортном инвестиционном климате, о стабильном и прозрачном регулировании, о движении страны по пути реформ и развитии гражданского общества в Казахстане, парламентариями предпринимаются диаметрально противоположные шаги, резко ухудшающие этот климат и прямо направленные на подрыв гражданско-правовых институтов. Что, мягко говоря, может удивить наших международных партнёров.
Если шире взглянуть на тему профессионализма нынешнего состава Мажилиса, то здесь будет уместен вопрос: какие важные законопроекты приняты за последнее время?
Строго «отрегулировали» электросамокаты и ввели для управления ими отдельные требования, хотя они, строго говоря, ничем не отличаются от велосипедов – ни скоростью, ни размерами. (Сейчас и у многих велосипедов тоже есть электромотор). Предложили запретить вейпы, в то время как в развитых странах, наоборот, медицинские власти продвигают их как менее вредный для здоровья заменитель сигарет. Всерьёз обсуждали запрет рекламы баурсака – да, представьте себе, наше народное национальное блюдо продвигать, оказывается, нельзя.
И это профессионализм законодателя? Это – прогрессивная практика работы демократических институтов в стране?
Многие наблюдатели заметили, что парламентарии при продвижении подобных спорных инициатив часто используют не только непроверенные, но и откровенно фейковые данные. Например, постоянно говорят о засилье в стране лудомании (болезненной зависимости людей от азартной игры). Дошло до того, что на одной из сессий даже включили данную тему в число вопросов национальной безопасности, притом что в стране даже нет точной статистики лудомании. Если верить данным уполномоченного органа – Министерства туризма и спорта РК – то в Казахстане всего 300 тысяч жителей (менее полпроцента взрослого населения) регулярно и активно делают ставки или покупают лотерею. Сколько среди них болезненно зависимых от игры (лудоманов)? Пять процентов, десять, тридцать? Точной статистики нет. Но, во всяком случае, в сравнении с рядом развитых стран, где доля активно играющих жителей достигает 50 % взрослого населения и больше (например, Великобританией, Италией, Канадой), доля играющего населения в РК – это капля в море. Однако ряд депутатов на самом высоком уровне более двух лет «кормили» всех фейковой статистикой, утверждая без ссылки на источник, что в стране якобы целых 350 тысяч больных лудоманией. Позднее выяснилось, что данное утверждение – фейк. Столь странная активность ряда мажилисменов в рамках именно этой темы наталкивает на логичный вопрос: кто и с какой целью настойчиво «пиарит» вопрос лудомании, кому всё это нужно?
И это лишь один пример странной избирательности наших парламентариев. То какие-то ставки, рулетки и лотереи кажутся им проблемой номер один. То самокаты. То вейпы. То баурсак. Неужели в стране нет других, более важных вопросов? Неужели больше нечем заняться законодателю в то время, когда есть множество действительно острых социальных и экономических проблем? Таких как качество образования, например. Или насилие в семьях (недавно МВД сообщало о 300 тысячах (!) заявлений, поступивших на семейных тиранов за год). Или вопрос безработицы в ряде регионов, где население периодически устраивает протесты. Или пресловутые забастовки рабочих сервисных компаний в нефтегазовой сфере. Или трагедия на шахте имени Костенко в Караганде. Список можно продолжать долго.
Неужели эти вопросы имеют меньшее значение, чем проблемы лудомании, самокатов, вейпов или ничем не обоснованные запреты на осуществление АРВ в определённых отраслях и сферах?
Казахстану нужны качественные законы, а это значит – нам необходим профессиональный парламент. Пора бы уже озаботиться этим вопросом и руководству Мажилиса, да и сенаторам, молчаливо наблюдающим за странными действиями коллег из нижней палаты. Ибо стыдно перед мировым сообществом.
Сотрудники управления по противодействию наркопреступности департамента полиции Мангистауской области пресекли попытку незаконного оборота наркотиков в…
Отметив стратегическую значимость сферы гражданской защиты для нашей страны, Глава государства выразил признательность героям мирного…
Комментарий советника – пресс-секретаря Первого Президента РК Айдоса Укибая относительно распространяемой информации о состоянии здоровья…
В Атырау суд вынес максимально строгое наказание ‒ пожизненное лишение свободы ‒ жителю, признанному виновным…
В Восточно-Казахстанской области будет построен новый современный мост через реку Ульбу. Об этом сообщил аким…
20-21 октября по приглашению Касым-Жомарта Токаева Казахстан с государственным визитом посетит Президент Азербайджана Ильхам Алиев,…